Пау Фигерас. "Смерть и посмертная участь в иудейской и христианской литературе древности"

Mar 19, 2022 07:03

Фигерас П. Смерть, Суд и Царство. Смерть и посмертная участь в иудейской и христианской литературе древности. - М.: Практика, 2022. - 192 с.

Новая книга известного археолога, искусствоведа и религиоведа Пау Фигераса посвящена исследованию основных идей о смерти и посмертном существовании в иудаизме и раннем христианстве. Автор представляет читателю эти идеи в виде антологии или систематического собрания ветхозаветных, апокрифических, новозаветных, талмудических и раннехристианских текстов, в которых говорится о жизни после смерти. В книге также предлагается обзор влияния чужеземных религий на иудейские верования. Все эти древние тексты представлены в шести главах книги, каждая из которых состоит из подробного введения, самих текстов и примечаний. В книгу включены также приложение об иудейских надгробных надписях и список использованной литературы. Автор не стремится сделать какие-то конкретные критические или аналитические выводы, но дает возможность древним текстам говорить самим за себя, а читателю прийти к собственным заключениям об эволюции представлений о смерти и посмертной участи в разные исторические периоды.



От редакции

Дорогие читатели! Перед вами - вторая книга Пау Фигераса о раннем христианстве, которую мы решились предложить вашему вниманию. Это не серия, еще менее - второй том единого труда, но эти книги немного оглядываются друг на друга. Первая, «Дух и Невеста», рассказывала о возникновении христианства, об апостольском времени, о веке мучеников, о зарождении монашества и новой, христианской культуры. Вторая книга «Смерть, Суд и Царство» посвящена тому, как раннее христианство и ранний иудаизм отвечали на вопрос, который извечно больше всего интересует человека: «А что там? Что такое смерть? И есть ли жизнь после смерти? И как связана посмертная участь человека с прожитой им жизнью? И что такое - вечная жизнь?» Автор задумал помочь человеку, который заинтересовался иудейским и христианским отношением к смерти, самому разобраться в этом.

Таким образом, если первая книга представляет собой рассказ, состоящий из семи очерков, то вторая - скорее антологию ветхозаветных, апокрифических, новозаветных, талмудических и раннехристианских текстов. Они подобраны тематически и составляют пять глав (помимо них есть еще глава, посвященная влиянию на иудейские верования чужеземных религий), содержащих подробные введения, сами тексты и примечания. Мы советуем читателю обратить особое внимание на примечания, поскольку именно в них Пау Фигерас порой высказывает собственные суждения о комментируемых текстах. Здесь хочется сделать несколько оговорок.

Книга «Смерть, Суд и Царство» написана давно, в основном в начале семидесятых годов, и хотя автор постарался осовременить ее перед выходом в свет, а научный редактор русского перевода снабдил дополняющими комментариями и некоторыми важными новыми книгами, все же несколько открытий последних десятилетий и некоторые новые концепции в ней упущены. В особенности это касается тех разделов книги, где автор по необходимости обращается к далеким от него профессионально областям: Древнему Ирану и Древнему Египту. Мы постарались восполнить этот пробел консультациями со специалистами.

Тем не менее мы считаем, что книга будет интересна русскому читателю, прежде всего потому, что подобных всеохватывающих работ по-русски пока просто нет, а во-вторых, благодаря своеобразию авторского взгляда, который можно было бы назвать «старомодным». Современное академическое письмо предполагает две противоположные манеры: во-первых, автор ученого сочинения может полностью отсутствовать в этом сочинении - не высказывать никак своего отношения к обсуждаемой проблеме, писать на стандартизованном условном научном языке и даже посвящение супруге сделать точно таким, как в сотнях других книг; во-вторых, ученый автор имеет право даже в книге, посвященной вопросу об употреблении в пищу ядовитых грибов племенами гуронов и дэлаверов, описать свои детские травмы или пересказать сон.

Старая европейская наука поступала иначе, и в этом смысле Пау Фигерас старомоден, как сама старая Европа, сдержанная и ответственная. Он ничего и никогда не говорит о себе и своих убеждениях, даже в предисловии или послесловии, но он отчетливо и ответственно присутствует на страницах своей книги. Иногда это выражается в легкой иронии в отношении сочинителей, особенно ярко и с увлечением описывающих картины загробного мира, жуткие муки грешников и сладчайшие награды праведникам. А иногда, напротив, в том, что автор не скрывает и не хочет скрывать своей веры в воскресение Христа.

Мы благодарим всех, кто помог этой книге выйти в свет: Прежде всего, как и прошлый раз, ее терпеливого автора, Пау Фигераса, - мы надеялись издать ее к его девяностолетию, но не успели. Поздравляем с юбилеем! И наших друзей и коллег, взявших на себя добровольный труд прочесть книгу глазами специалиста и сделавших множество ценных замечаний, а также поделившихся с нами своими неопубликованными переводами: С.В. Бабкину (третья и пятая главы), Н.М. Кирееву (пятая глава и Приложение), Л.В. Шулякова (третья глава), К.Н. Михайлова (вторая глава, раздел «Религиозный мир Ирана»), М.М. Сокольскую (Приложение) и Е.В. Александрову (вторая глава, египетский раздел). Мы надеемся, что книга Пау Фигераса, ясно и просто знакомящая человека с древними сложными текстами, говорящими о самой трудной в жизни теме - о смерти, даст русскому читателю то, что ему очень нужно.

Научный консультант книги - А.И. Шмаина-Великанова

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

книги, иудаизм, христианство, Анна Шмаина-Великанова, смерть, загробный мир

Previous post Next post
Up