Эммануил Сведенборг: "Человек должен уметь смеяться над собой и думать наперекор себе"

Mar 14, 2022 08:46

29 марта исполнится 250 лет со дня смерти Эммануила Сведенборга (1688-1772), шведского учёного-естествоиспытателя, христианского мистика и духовидца, теософа и изобретателя. Синолог Владимир Малявин в очерке "Загадка Сведенборга, или Правда его снов" писал о нем: "Начав записывать свои сны, шведский мистик скоро убедился в том, что череда сновидений указывает ему нечто очень важное в его жизненном предназначении. В том, что кажется только сном, случайным и бессмысленным, он постепенно открывает правду божественного откровения. Сведенборг приходит к выводу о том, что сны являются «способом приуготовления человека к Царствию Небесному».



Своим записям [снов] он предпослал заголовок «Духовные опыты», давая понять, что речь идет не просто о снах, а об откровениях духовного мира. «Сон здесь означает разновидность видения, которое случается во время бодрствования, когда ум отвлечен от внешних ощущений и страстей», - записал Сведенборг на одной из первых страниц «Духовных опытов». Правда, и этот, уже отредактированный, дневник, насчитывающий в рукописи восемь больших томов, не был издан ни при жизни Сведенборга, ни позднее. Лишь совсем недавно появился английский перевод значительной части неопубликованных записей - событие, сразу же привлекшее к себе внимание не только последователей Сведенборга, но и широкого круга психологов и исследователей религий.

Здесь невозможно пересказать, тем более истолковать даже малую часть дневниковых записей Сведенборга. Ограничимся некоторыми наиболее показательными примерами. В марте 1744 года Сведенборг работал над большой книгой по анатомии человека, и его сны часто имели отношение к занимавшим его анатомическим проблемам. Первого апреля он увидел во сне изможденную лошадь, везущую тяжело нагруженную телегу. «Эта телега означала мои труды по анатомии. Вероятно, я выбрал неверную дорогу», - замечает по этому поводу Сведенборг. На следующий день он видит во сне густой лес и просвечивающее сквозь кроны деревьев небо. Небо кажется ему явлением «потустороннего мира».

Еще через день он видит сон, в котором испытывает состояние небесного блаженства, хотя не воспринимает никаких внешних образов. Затем он переживает явление Христа. Накануне он чувствует, что его вера еще недостаточно сильна. Он размышляет о том, что Бог являлся не ученым философам, а неграмотным пастухам. «Есть ли у меня безыскусная вера пастухов? - записывает он в дневнике. - Я посмотрел на огонь в моем камине и сказал себе: «И я также не должен думать, что этот огонь существует».

Он понял, что его вера была подвергнута испытанию, и у него стало легко на сердце. На следующую ночь после явления Христа ему приснилось, что он спускается по лестнице в черную бездну, но не чувствует страха. Он увидел в этом указание на то, что ему будет позволено спускаться в ад. Размышляя над пережитым в предыдущие дни, он приходит к выводу о том, что Господь посылает каждому в испытание ровно столько, сколько тот может вынести. «Так я узнал, что в минуту испытания нам остается только благодарить Бога за Его милость и молиться Ему», - записывает он.

В последующие дни Сведенборг видит в своих снах злых псов и уродливые существа, преследующие его, и усматривает в этих видениях указание на злые силы, которые стремятся помешать ему исполнить свою миссию. Он видит во сне, как собака лижет его в лицо, и это служит ему напоминанием о том, что лесть противна и опасна. Временами он находит повод посмеяться над своими человеческими слабостями и восемнадцатого апреля записывает в дневник: «Человек должен уметь смеяться над собой и думать наперекор себе... Прежде всего нужно запретить и отбросить преклонение перед собственным пониманием, а это труднее всего дается людям ученым».

В дальнейшем ему открылось в снах, что он не должен тратить время на изучение чужих богословских мнений и вообще писать о «земных предметах» и что он должен быть сдержан в
еде. Однажды во сне он видит перед собой прекрасный дворец, который кажется ему воплощением его жизненного предначертания, но тут же ему снится, будто он стоит в церкви в одной ночной рубашке, и делает для себя вывод, что еще не готов выполнить свой долг.

Осенью того же 1744 года последовала новая серия снов, то приятных, то страшных. Весемнадцатого сентября ему приснилось, что он идет по полю и на него хочет напасть черный бык, но ему говорят: «Ты пройдешь благополучно». Проснувшись, он записывает в дневнике: «Что-то случится со мной, когда я допишу главу об осязании в книге по анатомии». Как раз когда эта глава была закончена, двадцать первого сентября, засыпая, Сведенборг вдруг услышал слова: «Придержи свой язык или я поколочу тебя». Затем он увидел кого-то сидящим на глыбе льда, и ему стало страшно. Впоследствии Сведенборг вспоминал, что это был первый случай, когда злой дух напрямую говорил с ним.

Были и видения, радовавшие его и укреплявшие в нем веру: однажды во сне перед ним пронеслась вся его прошлая жизнь, а потом он увидел прекрасный дворец - символ его жизненного задания, ребенка, тянувшего к нему руки, - символ божественной невинности и гору хлебов на блюде - символ божественных даров. Последний сон в дневнике помечен двадцать шестым октября. Он увидел друга с обществе прекрасной девушки. «Я взял девушку под руку и повел ее с собой. Я знал, что таким образом отделяю свое истинное дело от посторонних забот».

На этом заканчивается «дневник снов»: Сведенборгу больше не нужно было размышлять о смысле увиденного во снах. Он знал, что получил дар духовидения и что эта способность была дана ему «вместо способности творить чудеса». Начатые же позднее записи в «Духовных опытах», как уже говорилось, носят характер законченных сообщений на определенную тему.

Например, в декабре 1747 года Сведенборг делает запись под заголовком: «О том, что благодаря особой милости некоторые души приуготовляются к небесной жизни посредством глубокого сна и сновидений». Многие записи фиксируют результаты его размышлений о пережитом. Так, в августе 1748 года Сведенборг, оглядываясь на прошлую жизнь, отмечал, что лишь постепенно, в течение нескольких лет, пришел к пониманию реальности духовного мира и что именно сны направляли его на этом пути.

Спустя год Сведенборг высказывает интересное суждение о том, что одна и та же духовная реальность может выражаться в снах совершенно по-разному, поэтому, основываясь на данных физического мира, невозможно представить устройство мира духовного. Он приводит свою классификацию снов: некоторые сны идут непосредственно от Бога, другие навевают состояние райского блаженства, третьи внушаются ангелами.

Пророки в вещих снах прозревают истинные свойства предметов духовным зрением. Не все сны, однако, имеют небесное происхождение, многие из них являются не более чем иллюзиями. В своем главном труде «Небесные тайны» Сведенборг рассказывает о том, как сны приходят к людям: «Ангельские духи, пребывающие у входа в райские чертоги, внушают людям приятные сны; им вменено в обязанность наблюдать за определенными людьми, пока те спят, чтобы их не тревожили злые духи. Они выполняют свою обязанность с большим удовольствием, ибо рады делать людям приятное...»

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Сведенборг, ангелы, сновидения, Владимир Малявин, демонология

Previous post Next post
Up