Чжу Юнсинь. "Концепция таланта - цель и ценность образования в Древнем Китае"

Dec 15, 2021 00:59

Из книги: Чжу Юнсинь. История просветительской мысли в Древнем Китае / Пер. с кит. С. Кочминой. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021.



Концепция таланта - цель и ценность образования в Древнем Китае

"У Конфуция цель обучения состояла в пестовании трех видов талантов, самый высокий из которых - «гуманист» («жэнь жэнь») или «совершенный мудрец» («шэнь жэнь»). Он идеалистичен и почти не встречается в реальной жизни. Поэтому Конфуций говорил о нем: «Что касается совершенномудрого человека, то мне не удавалось увидеть такого. А вот что касается возможности увидеть благородного мужа, то это осуществимо»; «Уподобиться совершенномудрому, да еще и обладающему человеколюбием, разве я посмею? Лишь осуществляю человеколюбие без пресыщения, поучаю людей неутомимо, только это и можно сказать обо мне».

Второй вид - «благородный человек» («цзюнь цзы») или «совершенный человек» («чэн жэнь»). Это достаточно высокий уровень человеческих способностей, он относится к тем, кто развивается всесторонне и имеет благородный характер. Такие обычно становятся правителями высшего уровня. Конфуций говорил, что благородный человек совершенствует себя, чтобы «вызвать почтение», «умиротворить других», «умиротворить все человеческие роды», «думает о дао и не думает о еде», «печалится о дао и не думает о нужде»; «умерен в еде, непритязателен в жилье, сметлив в делах и сдержан в речах, стремится к обладанию дао и прямо идет к нему».

Третий вид - это «ученые мужи» («ши»). Это таланты хорошего уровня, в основном - поверенные правителей, которые могут заниматься различными политическими, дипломатическими, военными, культурными и другими конкретными видами деятельности, а также помогают управлять финансами и следить за этикетом. Уровень ученого мужа был наиболее достижимым в образовательной практике Конфуция. Для этого он создал четыре дисциплины: «добродетельное поведение», «речь», «литература» и «политика» - и преподавал их ученикам с помощью «Ши цзин», «Шан шу», «Ли цзи», «Юэ цзин» и других текстов, которым доверял.

Поставленная им цель образования в основном была достигнута. Сыма Цянь так описал общее положение учеников Конфуция после его смерти: «После кончины Конфуция семьдесят его учеников разъехались по владениям [князей] чжухоу. Самые выдающиеся из них стали наставниками наследников престола, цинами и сянами; менее значительные - друзьями и наставниками сановников; третьи исчезли, и их больше не видели. Так, Цзы Лу поселился в княжестве Малое Вэй, Цзы Чжан - в княжестве Чэнь, Таньтай Цзыюй - в Чу, Цзы Ся - в Сихэ, Цзы-гун скончался в Ци. Тяньцзы Фан, Дуань Ганьму, У Ци, Цинь Хуали, получив наставления от Цзы Ся, стали наставниками государей». Итак, кроме тех его последователей, что предпочли жить уединенно, большинство на практике осуществили наставление Конфуция «те, кто прилежно учатся, становятся чиновниками».

Если для Конфуция идеал образования состоит в воспитании политических интеллектуалов, то для Мо-цзы это пестование «человека всеобъемлющего» («цзянь ши»), которому свойственны такие моральные качества, как «всеобъемлющая любовь» и «стремление к взаимной пользе». Моистское образование, направленное на крестьян, ремесленников и торговцев, специализировалось на практических знаниях и навыках, воспитании «человека всеобъемлющего», который в соответствии с принципами разделения труда и кооперации «был бы способен найти себя в любом деле» и думал бы о всеобщем благополучии. Противоположностью «человека всеобъемлющего» был «человек отделяющийся» («бе жэнь»), который и куска пищи не предложил бы голодающему другу, а замерзающему не отдал бы и лоскута от своей одежды. Этот тип моистская концепция талантов жестко критиковала и активно пыталась преобразовать «человека отделяющегося» в «человека всеобъемлющего». Конечно, это лишь субъективный подход Мо-цзы, который в социальном контексте того времени был не более чем утопией.

Для Мэн-цзы цель образования - создать «принципиального человека» («да чжан фу»), талант нравственной категории. Главное качество «принципиального человека» - это сильная воля: его «не совращают ни богатство, ни знатность; не сдвинут в сторону ни бедность, ни презрение; не заставят согнуть спину ни величие, ни воинственные угрозы»; он обладает «естественным величием духа», которое делает его способным «жертвовать жизнью во имя долга», «жертвовать собою во имя справедливости». Чтобы вырастить такого «принципиального человека», Мэн-цзы обращает внимание на просветительскую функцию окружения, призывает «изнурять себя умственно, напрягать свои сухожилия и держать голодным свое тело» для оттачивания характера, преодолевать душевные страсти, совершенствовать основы морали и закалять себя. Таким образом, по его мнению, формируется дух «принципиального человека» с высокой степенью самосознания и сильной волей.

Для даосов идеальную личность тоже олицетворяет «совершенный мудрец» (он же «совершенный человек» [чжэнь жэнь], «богочеловек» [шэньжэнь], «сверхчеловек» [чжи жэнь]). Это вовсе не конфуцианский «совершенный мудрец» нравственного типа и светского характера. Для даосов его совершенство относится к природному типу. Такой человек не борется с окружающим миром, не имеет желаний, предпочитает недеяние и обладает свободным духом. Именно так его описывал Чжуан-цзы:

«Хотя тело совершенного мудреца находится в мире обыденных вещей, дух такого человека вырывается за пределы материального, совершенно свободный и ничем не связанный, он достигает “естественного”, “необузданного” состояния абсолютной свободы. Для этого ядром содержания обучения должны стать отказ от соперничества, знание меры, ценность уступчивости, беспристрастность, бескорыстие, абстрактность и бесчувственность, а характерными воспитательными методами - низвержение авторитетов и слепой веры в них, отказ от пороков собственного сердца, следование естественному, очищение души и пребывание в забытьи. Для воспитания “совершенного мудреца” естественного типа должно создать естественную атмосферу обучения».

Исходя из образовательной концепции «закон как учение и чиновник как учитель», легисты видели концепцию таланта в воспитании талантливых людей, способных распространять «верховенство закона», то есть во взращивании «ученых стратегов», обладающих широким кругозором и понимающих логику вещей, «ученых исполнителей», обладающих твердой позицией и достаточно смелых для борьбы, а также «добродетельных ученых» с высокими идеалами и непоколебимыми принципами.

Такие способны побороть эгоистичные желания, справедливо и честно исполнять законы, ставить общие интересы превыше всего, быть практичными и реалистичными, «не тратить душевные силы на изобретательность, не отягощать себя личными интересами; ввериться закону обуздания хаоса, выделять правду и ложь наградой и наказанием, важное и второстепенное мерить принятыми мерилами; не противиться нормам этики, не горевать по человеческой натуре, не придираться и не выискивать недостатки, не смывать грязь и искать тяжкого знания; не ссылаться на вещи вне закона, не впутывать закон по своему произволу; не торопить то, что законом не предусмотрено, и не затягивать то, что в законе прописано; защищать принятый закон, основываясь на объективной реальности.

Беды и благополучие рождаются по естественному закону, а не от любви или ненависти человеческой; ответственность за славу или позор лежит только на собственных плечах, а не возлагается на других людей»".

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

просветительство, даосизм, книги, образование, Китай, таланты, конфуцианство

Previous post Next post
Up