Из книги: Штраус, Барри. Десять цезарей: Римские императоры от Августа до Константина / Пер. с англ. Е. Тихоновой. - Москва: Олимп-Бизнес, 2021. - 518 с.
Аннотация: В своей фундаментальной работе американский историк, профессор Корнеллского университета Барри Штраус рассказывает историю Римской империи - от Октавиана Августа, наследника Юлия Цезаря и основателя империи, до Константина, который сделал ее христианской и перенес столицу в Константинополь. За несколько столетий Рим обрел великолепие и подчинил новые территории, но однажды утратил и то и другое. Сегодня мы многое наследуем Риму - науку, право и искусство; здесь расположен Ватикан, резиденция Римско-католической церкви. Автор изучает это духовное богатство, обращаясь к жизни людей, которые создавали его: Августа, Тиберия, Нерона, Веспасиана, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Септимия Севера, Диоклетиана и Константина.
"Как говорят историки Западного мира, Марк Аврелий впервые олицетворил образ монарха-философа. Если Адриан только играл в греческую философию, то Марк жил и дышал ею; особенно его восхищал стоицизм. Впрочем, подобно остальным римским стоикам, Марк смотрел на это греческое учение через римские очки - как на средство достижения мужественности, принципиальности и ответственности. Марк пожинал то, что посеял Адриан. Он сделал римскую культуру более греческой, чем когда бы то ни было. Но, кроме того, он принципиально изменил расстановку сил. В I веке н. э. философия стоиков была основной идеологией оппозиции среди элиты. Семьдесят лет назад Домициан изгнал философов из Рима - теперь философ стал править империей. Однако это был краткий миг. За одним исключением Марк был не только первым, но также и последним философом, который правил Римом.
Он мог быть жестким или своенравным правителем. При нем усугубилось классовое неравенство. В провинциях усилились преследования христиан, и это, безусловно, отчасти на совести Марка. Полководцем он был скорее добросовестным, чем выдающимся. И тем не менее Марк считается великим императором, ибо он в большей степени, чем любой другой из античных правителей, посвятил свое правление правосудию и добру. Он был гуманистом, старался обходиться без жестокости и искал компромиссы. Смыслом своего правления он считал служение. Марк Аврелий хотел посвятить себя отправлению правосудия и проведению внутренних реформ, но бо́льшую часть времени ему приходилось проводить в войнах с внешним врагом. Это приносило страдания ученому императору, но жаловаться он позволял себе только на страницах своего дневника, на публике же ни разу не дал слабины.
И Марку приходилось создавать себе суровый образ. Во время его правления Рим столкнулся с невиданными доселе катастрофами. Вдобавок к войнам на двух фронтах, вторжению в Грецию и Северную Италию, Рим пострадал от опустошительной эпидемии, повлекшей за собой сокращение населения а также от природных катаклизмов и кризиса финансовой системы. Только человек с твердым, уравновешенным характером - иными словами, такой человек, как Марк, - мог справиться со всеми этими угрозами, пусть и не всегда он принимал идеальные решения. Марк Аврелий правил Римом девятнадцать лет, а прославился - навеки".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky