Умер протоиерей Вячеслав Перевезенцев

Mar 17, 2021 16:14

Сегодня после длительной тяжелой болезни в возрасте 55 лет скончался настоятель Свято-Никольского храма в селе Макарово Ногинского района Московской области, протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Он родился в 1965 году в Москве. Окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. После института работал в Центральной аэрологической обсерватории, занимаясь физикой атмосферы. В 1989 году по благословению протоиерея Александра Меня поступил В Московскую духовную семинарию. В 1990 году был рукоположен в священники митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и назначен настоятелем Свято-Никольского храма в селе Макарово Ногинского района Московской области, рядом с городом Черноголовка, где и служил все эти годы.



В одном из интервью он вспоминал о своем общении с отцом Александром Менем: "Последние три года жизни отца Александра я был с ним близок, и когда учился в семинарии (поступил туда по его благословению), тоже часто встречался с ним, потому что он жил в Семхозе, недалеко от Лавры. Он был предельно загружен, особенно в последний год жизни, когда к службам, требам, писанию книг добавились постоянные, по несколько раз в неделю, выступления, лекции, но когда ты с ним встречался и разговаривал, он словно погружался в твои вопросы и проблемы, как будто других дел у него нет. Я первое время чувствовал себя неловко - тут люди, которые в этом приходе годы, десятилетия, много людей интересных и даже известных, и я, только окончивший институт и делающий первые шаги в храме, задающий банальные вопросы, которых при воцерковлении у меня было множество, - почему надо тратить на меня время? Но как только встречался с отцом Александром, это чувство неловкости уходило - настолько он располагал к себе, настолько естественно было для него сейчас с тобой разговаривать. Если встреча происходила не на исповеди, а где-то за чашкой чая - у него дома или в приходском домике, - обязательно спрашивал, как дела.

Он был человеком широких взглядов, но во всем, что касалось духовной жизни, строг и последователен. Помню, вскоре после того как начал ходить в церковь, я спросил, могу ли считать его своим духовным отцом - мне казалось, что раз я хожу к нему на исповедь, это происходит автоматически. Он ответил, что такая возможность есть, но для этого надо подготовиться к исповеди за всю жизнь, и только тогда он может взять на себя ответственность быть не просто священником, у которого я исповедуюсь, могу что-то спрашивать, советоваться с ним, но духовным отцом. Назначил мне время - не в храме, а в приходском домике, поэтому мы никуда не торопились, исповедовался я достаточно долго, а потом он сказал, что есть определенные требования, и если человек считает его своим духовным отцом, какие-то моменты своей жизни должен согласовывать с ним, брать благословение. И я согласовывал с ним всё, что касалось причастия, молитвенной практики, постов.

Потом, когда у меня возникло желание поступать в семинарию, я не решался его высказать - мне казалось, что это безумное желание: какая семинария, когда только в Церковь пришел? Боялся, что если спрошу, он мне так и ответит. И как-то беседовал с отцом Александром, исповедовался, так и не решился сказать, что хочу, но уходя, замялся, тогда он сам подошел ко мне, обнял и сказал: «Я всё знаю и благословляю». Я говорю: «Что вы знаете?» - «Знаю, что вы хотите поступать в семинарию, я вообще редко благословляю, потому что считаю, что не всем нужно делать этот шаг, но вам, думаю, было бы хорошо поступить в семинарию, мы с вами подготовимся, я вас благословляю»".

А это из его воспоминаний о митрополите Антонии Сурожском: "Мне посчастливилось познакомиться с владыкой и пообщаться. Его книги были одними из главных книг, которые помогли мне встретиться с православием. Сам он ничего не писал, но прихожане записывали его проповеди и беседы. Тогда, в конце 80-х, они ходили еще в самиздате. Первую такую книгу мне дал Сергей Сергеевич Хоружий, и у меня до сих пор есть этот том бесед и проповедей владыки Антония, напечатанных на машинке. Кроме того, я доставал кассеты с записями его бесед на BBC, записей уникальных. В семинарии у нас церковную историю преподавал иеродиакон Алексий (Фролов), будущий архиепископ, ныне покойный. Я знал, что он тоже любит митрополита Антония, как-то мы с ним разговорились, я сказал, что у меня есть записи бесед, принес ему, он был очень рад.

А личная встреча с владыкой произошла в 1989 году. Тогда в Свято-Даниловом монастыре проходил Архиерейский Собор - последний Собор, который возглавлял Патриарх Пимен. Собор был закрытый, как, наверное, и все Архиерейские Соборы, но нас, человек 10 семинаристов, отрядили его обслуживать. Мы открывали двери, подносили воду, и благодаря этому слушали всё, что говорилось на Соборе: выступления архиереев, обсуждения. Было очень интересно. А в перерывах, достаточно длительных, архиереи пили чай, кофе, общались друг с другом, и в одном из перерывов я увидел владыку Антония, подошел к нему под благословение. Очень удивился, что он стоит один, набрался смелости и спросил: «Владыка, а можно с вами поговорить?» Он живо откликнулся, и в течение трех дней, что шел Собор, мы много разговаривали, не только в перерывах. Зная, что владыка Антоний, приезжая в Москву, использует любую возможность, чтобы встретиться с людьми, проводит беседы на квартирах, я взял благословение у отца Александра и сказал владыке, что можно устроить такую встречу с прихожанами нашей новодеревенской церкви. И мы такую встречу устроили у Андрея Черняка.

Помню, когда мы приехали, оказалось, что лифт в подъезде сломался, а жили Черняки на последнем этаже старого дореволюционного дома. «Владыка, - говорю, - как быть? Лифт не работает». Ему было уже 75 лет, я знал, что у него больная спина. «Никакой проблемы, - ответил он. - Пойдем пешком». - «Но я знаю, что у вас больная спина!» - «Именно потому, что у меня больная спина, я уже много лет вынужден заниматься физкультурой». И мы пошли. Я был молодой, спортивный, но когда поднялись по этим высоким старым ступеням, почувствовал усталость, даже одышка появилась, а владыка выглядел бодро, как будто для него такие подъемы - обычное дело.

Черта, которая роднила владыку Антония и отца Александра - когда ты с ними разговаривал, было очевидно, что человек посвящен тебе, внимательно тебя слушает, пропускает через сердце твою боль, переживания, сомнения. И, конечно, мне никогда не забыть улыбку владыки Антония. Меньше чем через год скончался Патриарх Пимен, митрополит Антоний приезжал на выборы нового Патриарха, я тогда несколько раз был в храмах, где он служил, слушал его проповеди, но лично больше с ним не общался".

В интервью порталу "Правмир" отец Вячеслав подробно и откровенно рассказал о своей болезни: "После того, как узнал о своей болезни, я часто вскакивал в два часа ночи и бежал молиться, потому что не молиться не мог. Мне было так хорошо, я никогда раньше так не молился! Правила утренние, вечерние, акафист «Слава Богу за все»… Я его всегда любил, но в эти дни полюбил особо. Потрясающий текст. Душа как бы воспаряет… Ставил его на телефоне в исполнении монахов Валаамского монастыря. Было ощущение какой-то удивительной, неземной жизни. Иногда вспоминаю Иова. Но не в контексте личной истории, а в контексте какого-то назидания. Себя не могу соотнести с этим великим праведником. Нет. Не то чтобы мне далеко до него… мне очень далеко. И по тем обстоятельствам, в которых я нахожусь и в которых был он, и самое главное, конечно, по той вере, которая была у него и которая есть у меня. Это невозможно сравнивать".

У отца Вячеслава осталась жена и двое детей. В том же материале "Правмира" опубликовано и интервью его супруги Дарьи: "Татьяна Касаткина очень хорошо говорит в своих лекциях по романам Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», что важно быть не первым, а вторым. Когда ты первый для себя самого, то все твои эмоции направлены на себя. Соответственно, если что-то не получается, ты расстраиваешься, раздражаешься. А если ты чуть-чуть пытаешься уйти с роли первого, то фокус внимания автоматически смещается. В тот момент, когда я что-то делаю для другого человека, у меня не возникает мыслей, что я такая несчастная или что я останусь одна".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Вячеслав Перевезенцев, некролог, Антоний Сурожский, Александр Мень, православие, христианство, РПЦ

Previous post Next post
Up