Умер славист Роберт Бёрд, автор биографии Ф.М. Достоевского (2012)

Sep 13, 2020 19:50

7 сентября в Чикаго скончался славист и киновед Роберт Бёрд. Он был профессором Чикагского университета, специалистом по истории и теории русской литературы и кино XX века. Автор биографической книги "Fyodor Dostoevsky" (London: Reaktion books, 2012), ряда исследований о символисте Вячеславе Иванове, а также двух монографий о творчестве режиссера Андрея Тарковского - «Андрей Рублев» (2005) и «Андрей Тарковский: стихии кино» (2008; русскоязычное издание 2020). Кроме того, опубликовал серию статей о кинематографе Александра Сокурова, эстетике киностудии «Ленфильм», «Дау» Ильи Хржановского и проч. Бёрд неоднократно приезжал в Россию, публиковался в журнале "Новое литературное обозрение" и других изданиях.



Его работа "Физиономия Достоевского" открывает сборник научных трудов "Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации" (Водолей, 2012). В ней он, в частности, писал: "Можно отметить, насколько неуловимым оказывается само лицо Достоевского для авторов памятников, а также и для графиков и иллюстраторов. Если взглянуть на изображения Достоевского на обложках американских изданий его произведений и посвященных ему биографий и научных исследований, то единственной постоянной чертой оказывается наличие бороды, неважно какой. Возможно, это лишь отражение западных штампов о Достоевском, восходящих отчасти к такому знаменательному читателю как виконт Э.М. Вогюэ, который писал, что у Достоевского «лицо русского крестьянина, настоящего московского мужика: нос приплющен, маленькие глазки сверкают под высокими дугами бровей и горят огнем то мрачным, то нежным; высокий лоб, изрытый впадинами и выпуклостями, глубокие виски, словно выдолбленные ударами молотка; и все эти черты лица оттянуты, искажены, свалены к болезненному рту. Никогда я не видел на лице человека выражения такого накопленного страдания». Можно усомниться, насколько Вогюэ тут руководствуется непосредственными впечатлениями. В какой-то мере этот образ Достоевского продиктован предвзятым взглядом, смотрящим на него через его сочинения. Лицо Достоевского растворяется в его действующих лицах, как Раскольников, Рогожин и, особенно, Федор Павлович Карамазов. Здесь, как и во всех приведенных свидетельствах, в лице Достоевского ищут ключ, а находят скорее замок".



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Достоевский, некролог, Тарковский

Previous post Next post
Up