30 лет назад не стало режиссера Сергея Параджанова (1924-1990). Из книги Василия Катаняна "Параджанов. Цена вечного праздника" (1994): "Активный устроитель выставок русского авангарда в Берлине, известный искусствовед и эссеист Натан Фёдоровский в последние годы жизни Андрея Тарковского был с ним дружен и записал несколько бесед, где Андрей Арсеньевич говорил, в частности, о Параджанове. «Вообще, Андрей о Параджанове рассказывал часто, и я впервые узнал о нём с его слов. Когда в 1982 году Тарковский приехал в Италию, я сказал ему о намерениях “Ханзаферлага” сделать книгу о выдающихся советских кинорежиссёрах.
- Я могу назвать только Параджанова, - ответил Тарковский. - Он единственный, кто этого заслуживает. Больше писать книгу не о ком. Он делает искусство из всего: накроет стол к ужину - искусство, поставит в стакан засохшую ветку - искусство, сдвинет кадр всего на сантиметр - и вы ахнете… И никто о нём ничего не пишет, а если пишут, то не печатают. Особенно сейчас о нём нужно писать - он опять за решёткой. Он сидит за то, что остаётся художником. Устроили какую-то дурацкую провокацию, которая может стоить ему жизни. Он же больной, у него диабет. Сегодня нужно писать о нём не книгу, а статьи в газетах, письма правительству, кричать на всех углах. Нужно спасать его!
Он сказал, что связался по этому поводу с Бергманом, Феллини, Гуэррой и Гуттузо… Он надеялся на их помощь. Второй раз мы с ним разговаривали о Параджанове в Лондоне, где Тарковский ставил в Ковент-Гардене «Бориса Годунова». Он рассказывал, как Параджанов умеет мистифицировать и делать сумасшедшие трюки из ничего. Например, Тарковский был убеждён, что «Серёжа никогда не читал “Бориса Годунова”, но, разговаривая с ним на эту тему, вы этого не ощутите. Наоборот, он даже предложит совершенно блестяще перепоставить какую-нибудь сцену. Серёжа вообще считал, что вовсе не всё надо читать и не всё надо смотреть, он отлично обходился без этого. И - самое поразительное - это ничуть не мешало его творчеству. Вы заметили, что на экране у него почти ничего не происходит, а зритель медленно погружается в созерцание красоты?»
Незадолго до съёмок «Жертвоприношения», встретившись с Тарковским в Берлинской киноакадемии, Натан Фёдоровский спросил его:
- Вы согласны с тем, что сегодня западная пресса провозгласила в России «золотой век» кино и его представителями названы Параджанов, Иоселиани и вы?
- Ну, я назвал бы ещё Сокурова. Что же касается Сергея, то он действительно работает свободно и раскованно, без комплексов и предрассудков. Он делает что хочет, несмотря на все тюрьмы, где он проводит времени больше, чем в кинопавильонах. В СССР не запугать человека невозможно, но его всё же не запугали. Он, пожалуй, единственный, кто в своей стране олицетворил афоризм «Хочешь быть свободным - будь им!»"
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky