Павел Глушаков. "Мотив - структура - сюжет: Литературные заметки" (2020)

Jul 07, 2020 01:38

Глушаков П.С. Мотив - структура - сюжет: Литературные заметки. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020. - 290 с. ISBN 978-5-7584-0455-3.

Заметки, выписки, комментарии и эссе, составившие эту книгу, посвящены различным вопросам литературы, изобразительного искусства и кинематографа. Этюды и характеристики уточняют контекст классических произведений или известных эпизодов русской и мировой литературы от Пушкина до наших дней, а ассоциативная связь, которая возникает между, казалось бы, различными текстами, выявляет их потенциальные источники. Книга предназначена как для специалистов - филологов, историков культуры, так и для широкого круга любителей литературы и искусства.



СОДЕРЖАНИЕ

Наум Клейман. Обращение к читателю.....5
От автора.....10
Мотив - структура - сюжет: Литературные заметки.....12
Избранная библиография автора (2017-2020).....261
Литература.....264
Список иллюстраций.....274
Указатель имен и названий.....276

Из предисловия Наума Клеймана к книге Павла Глушакова

Книга, которую Вы, любезный читатель, сейчас раскрыли, построена не совсем обычным образом, и вход в нее не оформлен классическим порталом. Вы входите в пространство книги через горькое размышление автора о тенденции, которая охватила всё пространство бывшего СССР: о стремлении освободиться от домашних библиотек. По сути дела, горестно замечает автор, это знак освобождения (избавления?) почитателей книги от ее власти - от ее недавно столь высокого авторитета, который ныне выглядит как иго. Были ли такие почитатели - читателями? На вопрос можете ответить Вы сами. Хотите - сразу, прервав ненадолго чтение. Или потом. Ибо автор уже задал Вам (и себе) новый вопрос: не являются ли современные политические мифотворцы пародиями на гротескных, исходно пародийных персонажей Гоголя? За ним последуют третий, четвертый, пятый вопросы - иногда с ответами на них, иногда с повисающей «мхатовской» паузой…

Но Вы можете войти в книгу с любой страницы - с каждой другой заметки. Я неоднократно читал ее, всякий раз начиная наугад и убеждаясь, что от моего произвола заметки не теряют смысл, а обретают новые связи и значения. Страница за страницей, фрагмент за фрагментом извлекают для нас всё новые тайны из будто бы знакомого материала. Что ж это за материал? Автор обозначил сферу своих профессиональных интересов и занятий так: история русской литературы и кинематограф. Но тут именно область, а не конкретный материал для пристального рассмотрения, пытливого обдумывания и убедительного (пусть гипотетически) объяснения. Как не материал - личности писателей и режиссеров или сами по себе литературные и экранные произведения. Подлинный материал разгадывания - мотивы тех и других, перекликающиеся между собой. Переклички улавливаются автором независимо от разности эпох и стилей, от рода искусств и академической репутации произведений или их создателей.

Природный дар, дисциплинированный преподаванием и обогащенный опытом внимательного кинозрителя, позволяет делать сближения, которые Пушкин называет странными, а наш автор - рискованными. Клеопатра из «Египетских ночей» Пушкина может оказаться рядом с Комиссаршей из «Оптимистической трагедии» Вишневского, Чехов - с Островским и Шиллером, Гоголь - с Дюрренматтом, Шолохов - с Солженицыным, «Золотой теленок» - между «Палатой № 6» и «Борисом Годуновым»… Приняв по-пушкински закон, самим автором над собою признанный, мы обнаружим, что эти сближения и в самом деле направлены не на живописание ландшафта. Целью монтажных сопоставлений, как признается сам автор, является генетический код, определяющий строй и развитие русской культуры. Расшифровка (как в генетике) или, если угодно, разгадка (как в детективе) культурного кода - задача действительно смелая, даже рискованная, но она давно взывает к решению.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

литература, Наум Клейман, Павел Глушаков, эссеистика, книги, кино

Previous post Next post
Up