Просветитель и романтик. Памяти профессора Московского университета А.А. Смирнова (2019)

Dec 04, 2019 22:19

Просветитель и романтик. Памяти профессора Московского университета А.А. Смирнова (1941-2014) / Сост. и отв. ред. А.В. Лебедев. - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. - 616 с., ил. ISBN 978-5-4469-1361-9.

Сборник филологических работ посвящен памяти профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941-13.10.2014). Он состоит из следующих разделов: первый - статьи коллег и учеников А.А. Смирнова (работающих ныне в учреждениях науки, образования и культуры России, Беларуси, Украины, Болгарии, Венгрии и Германии), развивающие основные направления поисков ученого: история русской литературы XVIII-XX вв., творчество А.С. Пушкина, русско-европейские литературные взаимосвязи, вопросы теории литературы; второй - мемориальные заметки, воссоздающие неповторимый образ А. А. Смирнова как ученого, педагога и человека; третий - впервые публикуемые сведения по истории рода ученого, собранные на основе материалов его личного архива; четвертый - полный библиографический перечень печатных работ А.А. Смирнова; пятый - избранное научное наследие ученого, отражающее широту его интересов и энциклопедизм мышления. Для специалистов-филологов, преподавателей литературы и широкого круга читателей.

Бумажный вариант книги можно купить на сайте издательства "Нестор-История", а электронный вариант книги - скачать здесь.



Содержание

В.А. Геронимус. «Вид профессора в старых изношенных ботах…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
А. В. Лебедев. Вместо предисловия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

I. История литературы, критики и журналистики. Методика преподавания литературы
Н.Т. Пахсарьян. Опыт словарной статьи: Классицизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
А.А. Пауткин. Кёнигсберг А. Т. Болотова. Оптика самопознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Л.В. Чернец. Belle Tatiana (Об антропонимах и топонимах в русских пьесах-переделках второй половины XVIII - начала XIX в.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Т.Е. Автухович. Федор Эмин и массовая литература в творческом сознании Н.М. Карамзина. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
А.В. Кистанова. Рецепция мифологемы Золотого века в русской поэзии второй половины XVIII - начала XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
И.В. Логвинова. Мифологема Сада Поэзии в комедии Людвига Тика «Принц Цербино». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
И.А. Бурков. «Заклинатель стихий» и «певец революций»: «Ода западному ветру» П.Б. Шелли в переводах К. Бальмонта и Б. Пастернака. . . . . . . .  . . . . . . . .60
Е.Г. Милюгина. Космология романтического мифа: диалектика парадокса. . . . . . . . . . . . . .77
Е.В. Грекова. Замок, живущий в двойном отражении. О балладе В.А. Жуковского «Замок на берегу моря» (1831). . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .85
В. Н. Аношкина-Касаткина. В. А. Жуковский в газете «Русь» 1883 года. . . . . . . . . . . . . . . . .89
Е.Г. Чернышева. «Торквато Тассо» И.В. Гёте как один из источников русской романтической версии образа творческой личности
в повести Н.А. Полевого «Живописец». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
О.В. Стукалова. А.С. Пушкин в педагогическом ракурсе (анализ опыта Царскосельского лицея) . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .104
И.А. Емелин. О некоторых чертах романтической поэтики в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (1820). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
В.В. Цоффка. О соотношении жизненной правды и правды художественной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Г.В. Зыкова. Байрон - Пушкин - Байрон по-русски: еще об одной возможной реминисценции в «Евгении Онегине». . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .123
М.А. Самородов. «Смута» А. А. Голенищева-Кутузова как опыт прочтения трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Н.И. Михайлова. Божественный дар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Н.П. Жилина. Своеобразие художественного конфликта в поэме А.С. Пушкина «Тазит». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
А.Э. Еремеев. Универсально-общечеловеческое сознание как ценностный центр художественности А.С. Пушкина 1830-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
С.А. Салова. А.С. Пушкин и А. Радклиф: готический претекст «Капитанской дочки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
В.М. Гуминский. Пушкин: смерть и слава. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
В.Т. Захарова. Философская мысль русского зарубежья о государственном мышлении А.С. Пушкина. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .175
Т.К. Батурова. «Парнасский брат» А.С. Пушкина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Э. Ведель. К поэтике заглавий в лирике Ф.И. Тютчева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
П.В. Михед. Гоголь в канонах украинской и русской культур (замечания к проблеме). . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .193
И. А. Попова-Бондаренко. Инонациональный компонент
в драме Е. П. Ростопчиной «Нелюдимка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
И. Е. Прохорова. К истории первых сообщений о смерти Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Е. В. Курбакова. Власть прессы и «пресс» власти: к развенчанию мифа о «жестких
рамках» царской цензуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
А. Ковач. Смысл симпатии в романе «Обломов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
А. Молнар. Венгерская рецепция творчества Гончарова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Т. В. Швецова. Творчество И. С. Тургенева и западноевропейская литература. . . . . . . . . .268
И. В. Карташова. Гёте в восприятии И. С. Тургенева (40-50-е гг. XIX в.). . . . . . . . . . . . . .278
Е. М. Грибкова. «Воспоминания о Тургеневе»В. Д. Шервинского
в контексте мемуарной литературы о писателе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
О. В. Черкезова. Пушкинские реминисценции в истории киноинтерпретации романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
А. Н. Полосина. Лев Толстой о войне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
О. Р. Демидова. Мужские тексты в женских переводах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
П. Н. Долженков. О литературных связях рассказа Гаршина «Ночь». . . . . . . . . . . . . . . . . . .314
В. А. Воропаев. Из студенческих тетрадей. Размышления о поэтике А.П. Чехова. . . . . . . . 321
М. В. Михайлова. Николай Константинович Михайловский (1842-1904). . . . . . . . . . . . . .326
Л. А. Колобаева. Тайна пушкинской «легкости» в прозе И.А. Бунина. . . . . . . . . . . . . . . . . .339
А.А. Белый. Другой символизм: Волошин и Заболоцкий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
В.П. Казарин, М.А. Новикова. Ахматова. Данте. Крым (Статья 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360
Д.Д. Шарапова. Своеобразие отражения типа мечтателя в рассказе Камила Петреску «Перчатки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369
А. В. Лебедев. Гоголевские интертексты как один из способов воплощения феномена «кухонного витийства» в поэзии Л.В. Лосева. . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . .376

II. Воспоминания. Публицистика
Т. Е. Автухович. Добрый ангел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .391
А. Н. Архангельский. «Литература не может обойтись без образа тайного благодетеля…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .393
Н. И. Бурнашёва. «…К сожалению, я очень мало (всего 3-4 дня) была знакома с Александром Андреевичем...» . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . .394
А. И. Вачева. «…Я разбирала свои бумаги, и мне попалось его послание…». . . . . . . . . . . . .395
В. А. Геронимус. Памяти учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .396
Н. Ю. Дмитриева. «В первый раз я увидела Александра Андреевича Смирнова на конференции…». . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .401
А. Ю. Жигалов. Он «прах переживет и тленья убежит». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
Т. В. Иванова. Летучие мгновения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .403
А. В. Кистанова. «С Александром Андреевичем мне посчастливилось познакомиться на конференции…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405
Р.-Д. Клуге. «Александр Андреевич Смирнов был вдохновляющим преподавателем…».406
И. С. Кузнецов. Своих студентов добрый гений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
А. В. Лебедев. Памятный пентаптих. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .411
О. А. Моисеев. Искусство видеть в масштабе. Профессор-пушкинист и поколение эпохи перемен. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .420
А. В. Нижник. «Филология - хитрая наука…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .425
С. С. Панасенков. О дорогом научном руководителе А. А. Смирнове. . . . . . . . . . . . . . . . . . .426
А. Панина. Александр Андреевич Смирнов и Баден-Баден. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
А. В. Петров. «Александр Андреевич был моим оппонентом на защите диссертации…». . . .431
И. А. Попова-Бондаренко. «С Александром Андреевичем Смирновым судьба свела
нас несколько лет назад…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .432
В. П. Рогожин. «Александр Андреевич Смирнов…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
М. А. Самородов. «То, что Александр Андреевич Смирнов - один из самых
необычных и запоминающихся преподавателей…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437
С. В. Сысоев. Памяти научного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .438
Е. М. Темнова. Александр Андреевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .440
Д. Д. Шарапова. «Я познакомилась с Александром Андреевичем…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .442
Т. В. Швецова. Приношение Учителю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .444
Л. Н. Широбокова (Мухина). «Мы учились на подготовительном отделении МГУ…». . .446

III. Архивные материалы
А. В. Алексеев, А. В. Лебедев. Генеалогия предков А. А. Смирнова (по материалам первоначальной обработки его личного архива). . . . . .. . . . . . . . . . 449

IV. Библиографические материалы
Полный библиографический перечень печатных работ А. А. Смирнова
(1965-2018). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .455

V. Избранное научное наследие А. А. Смирнова
Искусство и миф в концепциях Вагнера, Ницше и Вяч. Иванова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .483
Восприятие русской литературы в Германии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .490
Проблема научного статуса современной компаративистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .513
Романтические тенденции в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . .521
Типологическая взаимосвязь характерологии героя с жанровыми модификациями
романа в литературе рубежа XVIII - первой трети XIX в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528
Своеобразие идиллического модуса в драматургии Просвещения:
от «Натана Мудрого» Лессинга к «Мессинской невесте» Шиллера. . . . . . . . . . . . . . . .532
Аксиология лирики как литературного рода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .539
Проблемы анализа стихотворений А.С. Пушкина в аспекте истории текста. . . . . . . . . . .549
Значение романтической поэзии А.В. Кольцова для русской литературы. . . . . . . . . . . . .560
«Союз любви и дружбы» в лирике А.С. Пушкина лицейского периода. . . . . . . . . . . . . . . .565
В. В. Виноградов и К. Фосслер: проблема эстетической функции поэтической речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .581
Проблема антиципации личности в изучении искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Символика романтической мечты в поэзии М.Ю. Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 592
Предромантические тенденции в поэзии Гёте 70-х гг. XVIII в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .599
Своеобразие тургеневской интерпретации образов Гамлета и Дон-Кихота . . . . . . . . . . . .605
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .612

Вместо предисловия

Книга, которую читатель держит в руках, несмотря на свой внушительный объем, собрана буквально на одном дыхании - единым творчески-вдохновенным порывом более полусотни людей со всего мира, стремящихся как-то восполнить очень личную и горькую для каждого из них утрату - увековечить память необыкновенного человека, выдающегося филолога, профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941-13.10.2014). Этот сборник - не просто дань памяти глубокому ученому, оставившему заметный след в исследовании истории русской литературы XVIII-XX вв. (творчества А. С. Пушкина в особенности), выявлении русско-европейских литературных взаимосвязей, выстраивании четкой системы принципов поэтики классицизма и романтизма, а также в описании философско-эстетических основ литературного творчества, осмыслении произведений литературы в широком теоретическом контексте и реконструировании истории литературоведческой науки…

Задача книги шире - прикоснуться к тайне личности этого неординарного и всегда ярко выделявшегося при жизни из толпы человека, попытаться показать его неповторимый, едва уловимый и неподдающийся конечным оценкам и определениям облик - облик настоящего Просветителя и Романтика… Именно такую характеристику Александру Андреевичу дала в свое время крупнейший специалист по английскому романтизму профессор Московского университета Наталия Александровна Соловьёва в дарственной надписи на одной из своих книг. И действительно, этими двумя словами можно емко определить, на наш взгляд, суть натуры человека, парадоксальная личность которого сочетала в себе, казалось бы, несочетаемое… С одной стороны, серьезный ученый-энциклопедист, владеющий несколькими иностранными языками, вооруженный колоссальными знаниями в области мировой литературы, истории, философии и культуры, обладающий строгим научным подходом к анализу такого хрупкого и мерцающего неисчерпаемым калейдоскопом смыслов явления, как литературный текст…

И с другой стороны, одинокий мечтатель-романтик - прямая противоположность уверенному в себе ученому-рационалисту, - с удивлением и восторгом взирающий на окружающую жизнь как на некий Праздник вопреки всей ее сложности и запутанности и относящийся к окружающим как к одной большой Семье, каждый член которой нуждается в постоянной заботе, опеке и поддержке… Романтик, осознавший тщету всех попыток выразить свой взгляд на мир в завершенном виде, почувствовавший всю иллюзорность обладания окончательной истиной, разуверившийся в возможности найти в этой Семье человечества подлинно родственную душу и, как следствие, избравший в качестве главной жизненной стратегии эпатаж и «игровое поведение» в системе самых разнообразных то и дело примеряемых масок, а в качестве основного инструмента общения - прием романтической иронии, умеющей подать одно и то же явление как возвышенное и обыденное одновременно и позволяющей воздержаться от однозначных оценок чего бы то ни было в этой поистине сложной земной жизни…

И эти две контрастные составляющие Александр Андреевич совмещал в себе в некоем странном, но и в то же время органическом синтезе в течение всей своей долгой и насыщенной жизни. Как же ему это удавалось? Наверное, это так и останется загадкой его натуры, которую он унес с собой в лучший, вечный мир… Но всё же своего рода ключ к тайне личности этого «странного» и необычного человека имеется - он дальше - на последующих бесчисленных страницах этой стихийно оформившейся на волнах памяти книги - в работах его коллег и последователей, в мимолетных воспоминаниях о нем, в работах его самого и, наконец, в его удивительных предках, сведения о которых публикуются
впервые…

Алексей Лебедев

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Ахматова, Лессинг, Людвиг Тик, Александр Архангельский, Шелли, Тютчев, Анна Радклиф, Шиллер, Байрон, филология, МГУ, книги, Михайловский, Заболоцкий, Вячеслав Иванович Иванов, Вагнер, Наталья Пахсарьян, Алексей Кольцов, Бунин, Волошин, Ницше, Гете, Пушкин, Лев Толстой, Тургенев, Карамзин, романтизм, Василий Жуковский, Лермонтов, Просвещение, Гоголь, Гаршин, Чехов

Previous post Next post
Up