Просветитель и романтик. Памяти профессора Московского университета А.А. Смирнова (1941-2014) / Сост. и отв. ред. А.В. Лебедев. - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. - 616 с., ил. ISBN 978-5-4469-1361-9.
Сборник филологических работ посвящен памяти профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941-13.10.2014). Он состоит из следующих разделов: первый - статьи коллег и учеников А.А. Смирнова (работающих ныне в учреждениях науки, образования и культуры России, Беларуси, Украины, Болгарии, Венгрии и Германии), развивающие основные направления поисков ученого: история русской литературы XVIII-XX вв., творчество А.С. Пушкина, русско-европейские литературные взаимосвязи, вопросы теории литературы; второй - мемориальные заметки, воссоздающие неповторимый образ А. А. Смирнова как ученого, педагога и человека; третий - впервые публикуемые сведения по истории рода ученого, собранные на основе материалов его личного архива; четвертый - полный библиографический перечень печатных работ А.А. Смирнова; пятый - избранное научное наследие ученого, отражающее широту его интересов и энциклопедизм мышления. Для специалистов-филологов, преподавателей литературы и широкого круга читателей.
Бумажный вариант книги можно купить
на сайте издательства "Нестор-История", а электронный вариант книги - скачать
здесь.
Содержание
В.А. Геронимус. «Вид профессора в старых изношенных ботах…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
А. В. Лебедев. Вместо предисловия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I. История литературы, критики и журналистики. Методика преподавания литературы
Н.Т. Пахсарьян. Опыт словарной статьи: Классицизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
А.А. Пауткин. Кёнигсберг А. Т. Болотова. Оптика самопознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Л.В. Чернец. Belle Tatiana (Об антропонимах и топонимах в русских пьесах-переделках второй половины XVIII - начала XIX в.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Т.Е. Автухович. Федор Эмин и массовая литература в творческом сознании Н.М. Карамзина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
А.В. Кистанова. Рецепция мифологемы Золотого века в русской поэзии второй половины XVIII - начала XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
И.В. Логвинова. Мифологема Сада Поэзии в комедии Людвига Тика «Принц Цербино». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
И.А. Бурков. «Заклинатель стихий» и «певец революций»: «Ода западному ветру» П.Б. Шелли в переводах К. Бальмонта и Б. Пастернака. . . . . . . . . . . . . . . .60
Е.Г. Милюгина. Космология романтического мифа: диалектика парадокса. . . . . . . . . . . . . .77
Е.В. Грекова. Замок, живущий в двойном отражении. О балладе В.А. Жуковского «Замок на берегу моря» (1831). . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .85
В. Н. Аношкина-Касаткина. В. А. Жуковский в газете «Русь» 1883 года. . . . . . . . . . . . . . . . .89
Е.Г. Чернышева. «Торквато Тассо» И.В. Гёте как один из источников русской романтической версии образа творческой личности
в повести Н.А. Полевого «Живописец». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
О.В. Стукалова. А.С. Пушкин в педагогическом ракурсе (анализ опыта Царскосельского лицея) . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .104
И.А. Емелин. О некоторых чертах романтической поэтики в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (1820). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
В.В. Цоффка. О соотношении жизненной правды и правды художественной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Г.В. Зыкова. Байрон - Пушкин - Байрон по-русски: еще об одной возможной реминисценции в «Евгении Онегине». . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .123
М.А. Самородов. «Смута» А. А. Голенищева-Кутузова как опыт прочтения трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Н.И. Михайлова. Божественный дар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Н.П. Жилина. Своеобразие художественного конфликта в поэме А.С. Пушкина «Тазит». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
А.Э. Еремеев. Универсально-общечеловеческое сознание как ценностный центр художественности А.С. Пушкина 1830-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
С.А. Салова. А.С. Пушкин и А. Радклиф: готический претекст «Капитанской дочки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
В.М. Гуминский. Пушкин: смерть и слава. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
В.Т. Захарова. Философская мысль русского зарубежья о государственном мышлении А.С. Пушкина. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .175
Т.К. Батурова. «Парнасский брат» А.С. Пушкина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Э. Ведель. К поэтике заглавий в лирике Ф.И. Тютчева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
П.В. Михед. Гоголь в канонах украинской и русской культур (замечания к проблеме). . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .193
И. А. Попова-Бондаренко. Инонациональный компонент
в драме Е. П. Ростопчиной «Нелюдимка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
И. Е. Прохорова. К истории первых сообщений о смерти Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Е. В. Курбакова. Власть прессы и «пресс» власти: к развенчанию мифа о «жестких
рамках» царской цензуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
А. Ковач. Смысл симпатии в романе «Обломов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
А. Молнар. Венгерская рецепция творчества Гончарова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Т. В. Швецова. Творчество И. С. Тургенева и западноевропейская литература. . . . . . . . . .268
И. В. Карташова. Гёте в восприятии И. С. Тургенева (40-50-е гг. XIX в.). . . . . . . . . . . . . .278
Е. М. Грибкова. «Воспоминания о Тургеневе»В. Д. Шервинского
в контексте мемуарной литературы о писателе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
О. В. Черкезова. Пушкинские реминисценции в истории киноинтерпретации романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
А. Н. Полосина. Лев Толстой о войне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
О. Р. Демидова. Мужские тексты в женских переводах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
П. Н. Долженков. О литературных связях рассказа Гаршина «Ночь». . . . . . . . . . . . . . . . . . .314
В. А. Воропаев. Из студенческих тетрадей. Размышления о поэтике А.П. Чехова. . . . . . . . 321
М. В. Михайлова. Николай Константинович Михайловский (1842-1904). . . . . . . . . . . . . .326
Л. А. Колобаева. Тайна пушкинской «легкости» в прозе И.А. Бунина. . . . . . . . . . . . . . . . . .339
А.А. Белый. Другой символизм: Волошин и Заболоцкий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
В.П. Казарин, М.А. Новикова. Ахматова. Данте. Крым (Статья 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360
Д.Д. Шарапова. Своеобразие отражения типа мечтателя в рассказе Камила Петреску «Перчатки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369
А. В. Лебедев. Гоголевские интертексты как один из способов воплощения феномена «кухонного витийства» в поэзии Л.В. Лосева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376
II. Воспоминания. Публицистика
Т. Е. Автухович. Добрый ангел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .391
А. Н. Архангельский. «Литература не может обойтись без образа тайного благодетеля…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .393
Н. И. Бурнашёва. «…К сожалению, я очень мало (всего 3-4 дня) была знакома с Александром Андреевичем...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .394
А. И. Вачева. «…Я разбирала свои бумаги, и мне попалось его послание…». . . . . . . . . . . . .395
В. А. Геронимус. Памяти учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .396
Н. Ю. Дмитриева. «В первый раз я увидела Александра Андреевича Смирнова на конференции…». . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .401
А. Ю. Жигалов. Он «прах переживет и тленья убежит». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
Т. В. Иванова. Летучие мгновения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .403
А. В. Кистанова. «С Александром Андреевичем мне посчастливилось познакомиться на конференции…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405
Р.-Д. Клуге. «Александр Андреевич Смирнов был вдохновляющим преподавателем…».406
И. С. Кузнецов. Своих студентов добрый гений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
А. В. Лебедев. Памятный пентаптих. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .411
О. А. Моисеев. Искусство видеть в масштабе. Профессор-пушкинист и поколение эпохи перемен. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .420
А. В. Нижник. «Филология - хитрая наука…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .425
С. С. Панасенков. О дорогом научном руководителе А. А. Смирнове. . . . . . . . . . . . . . . . . . .426
А. Панина. Александр Андреевич Смирнов и Баден-Баден. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
А. В. Петров. «Александр Андреевич был моим оппонентом на защите диссертации…». . . .431
И. А. Попова-Бондаренко. «С Александром Андреевичем Смирновым судьба свела
нас несколько лет назад…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .432
В. П. Рогожин. «Александр Андреевич Смирнов…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
М. А. Самородов. «То, что Александр Андреевич Смирнов - один из самых
необычных и запоминающихся преподавателей…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437
С. В. Сысоев. Памяти научного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .438
Е. М. Темнова. Александр Андреевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .440
Д. Д. Шарапова. «Я познакомилась с Александром Андреевичем…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .442
Т. В. Швецова. Приношение Учителю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .444
Л. Н. Широбокова (Мухина). «Мы учились на подготовительном отделении МГУ…». . .446
III. Архивные материалы
А. В. Алексеев, А. В. Лебедев. Генеалогия предков А. А. Смирнова (по материалам первоначальной обработки его личного архива). . . . . .. . . . . . . . . . 449
IV. Библиографические материалы
Полный библиографический перечень печатных работ А. А. Смирнова
(1965-2018). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .455
V. Избранное научное наследие А. А. Смирнова
Искусство и миф в концепциях Вагнера, Ницше и Вяч. Иванова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .483
Восприятие русской литературы в Германии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .490
Проблема научного статуса современной компаративистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .513
Романтические тенденции в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . .521
Типологическая взаимосвязь характерологии героя с жанровыми модификациями
романа в литературе рубежа XVIII - первой трети XIX в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528
Своеобразие идиллического модуса в драматургии Просвещения:
от «Натана Мудрого» Лессинга к «Мессинской невесте» Шиллера. . . . . . . . . . . . . . . .532
Аксиология лирики как литературного рода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .539
Проблемы анализа стихотворений А.С. Пушкина в аспекте истории текста. . . . . . . . . . .549
Значение романтической поэзии А.В. Кольцова для русской литературы. . . . . . . . . . . . .560
«Союз любви и дружбы» в лирике А.С. Пушкина лицейского периода. . . . . . . . . . . . . . . .565
В. В. Виноградов и К. Фосслер: проблема эстетической функции поэтической речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .581
Проблема антиципации личности в изучении искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Символика романтической мечты в поэзии М.Ю. Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 592
Предромантические тенденции в поэзии Гёте 70-х гг. XVIII в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .599
Своеобразие тургеневской интерпретации образов Гамлета и Дон-Кихота . . . . . . . . . . . .605
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .612
Вместо предисловия
Книга, которую читатель держит в руках, несмотря на свой внушительный объем, собрана буквально на одном дыхании - единым творчески-вдохновенным порывом более полусотни людей со всего мира, стремящихся как-то восполнить очень личную и горькую для каждого из них утрату - увековечить память необыкновенного человека, выдающегося филолога, профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941-13.10.2014). Этот сборник - не просто дань памяти глубокому ученому, оставившему заметный след в исследовании истории русской литературы XVIII-XX вв. (творчества А. С. Пушкина в особенности), выявлении русско-европейских литературных взаимосвязей, выстраивании четкой системы принципов поэтики классицизма и романтизма, а также в описании философско-эстетических основ литературного творчества, осмыслении произведений литературы в широком теоретическом контексте и реконструировании истории литературоведческой науки…
Задача книги шире - прикоснуться к тайне личности этого неординарного и всегда ярко выделявшегося при жизни из толпы человека, попытаться показать его неповторимый, едва уловимый и неподдающийся конечным оценкам и определениям облик - облик настоящего Просветителя и Романтика… Именно такую характеристику Александру Андреевичу дала в свое время крупнейший специалист по английскому романтизму профессор Московского университета Наталия Александровна Соловьёва в дарственной надписи на одной из своих книг. И действительно, этими двумя словами можно емко определить, на наш взгляд, суть натуры человека, парадоксальная личность которого сочетала в себе, казалось бы, несочетаемое… С одной стороны, серьезный ученый-энциклопедист, владеющий несколькими иностранными языками, вооруженный колоссальными знаниями в области мировой литературы, истории, философии и культуры, обладающий строгим научным подходом к анализу такого хрупкого и мерцающего неисчерпаемым калейдоскопом смыслов явления, как литературный текст…
И с другой стороны, одинокий мечтатель-романтик - прямая противоположность уверенному в себе ученому-рационалисту, - с удивлением и восторгом взирающий на окружающую жизнь как на некий Праздник вопреки всей ее сложности и запутанности и относящийся к окружающим как к одной большой Семье, каждый член которой нуждается в постоянной заботе, опеке и поддержке… Романтик, осознавший тщету всех попыток выразить свой взгляд на мир в завершенном виде, почувствовавший всю иллюзорность обладания окончательной истиной, разуверившийся в возможности найти в этой Семье человечества подлинно родственную душу и, как следствие, избравший в качестве главной жизненной стратегии эпатаж и «игровое поведение» в системе самых разнообразных то и дело примеряемых масок, а в качестве основного инструмента общения - прием романтической иронии, умеющей подать одно и то же явление как возвышенное и обыденное одновременно и позволяющей воздержаться от однозначных оценок чего бы то ни было в этой поистине сложной земной жизни…
И эти две контрастные составляющие Александр Андреевич совмещал в себе в некоем странном, но и в то же время органическом синтезе в течение всей своей долгой и насыщенной жизни. Как же ему это удавалось? Наверное, это так и останется загадкой его натуры, которую он унес с собой в лучший, вечный мир… Но всё же своего рода ключ к тайне личности этого «странного» и необычного человека имеется - он дальше - на последующих бесчисленных страницах этой стихийно оформившейся на волнах памяти книги - в работах его коллег и последователей, в мимолетных воспоминаниях о нем, в работах его самого и, наконец, в его удивительных предках, сведения о которых публикуются
впервые…
Алексей Лебедев
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky