Неканоническая эстетика. Вып. 6: Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве: Сб. статей. СПб. - Тверь: Изд-во АЛЬФА-ПРЕСС, 2019. - 276 с. ISBN 978-5-98721-032-1
В основе сборника - материалы VI Апрельской междисциплинарной научной конференции, проведенной в Пушкинском Доме 25-26 апреля 2019 г. в рамках научного проекта «Неканоническая эстетика». Исследователи обратились к категории «обмана» и рассмотрели ее репрезентации в различных видах искусства и литературы, в индивидуальных авторских воплощениях.
СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии ..................................................................................5
ИСТОКИ ЛЖИ
А. Ю. Сорочан .....................................................................................9
Ложь и мимесис: эпизоды из исторической поэтики
О. Е. Фролова ....................................................................................19
О прагматике лжи
Р. Л. Шмараков .................................................................................26
Вальтер Мап и ложь рассказчика
А. В. Архангельская .........................................................................32
Ложь и обман в русских стихотворных фацециях XVIII в.
О. А. Кузнецова.................................................................................40
Змея и завиток в русской рукописной традиции XVII в.
А. В. Верле .........................................................................................48
Из Самарканда через Самарру в страну Луз (к истории образа смерти-соблазнительницы)
Ю. М. Никишов ................................................................................57
О природе художественного образа, вымышленного и достоверного
Л. А. Борботько ................................................................................67
Референтность и автореферентность дискурса лжи
ПРЕДЕЛЫ ЛЖИ
И. В. Мотеюнайте .............................................................................73
«Ложь» литературной критики и «правда» истории литературы (наблюдения над работой С. Н. Дурылина)
С. В. Фролов ......................................................................................84
О «лжи» в русской классической музыке
Н. Л. Дмитриева ...............................................................................92
История любви, обмана и самообмана в романе Марселя Паньоля «Вода холмов»
Э. Тышковска-Каспшак .................................................................101
Ложь как товар: «Толмач» Михаила Гиголашвили и «Венерин волос» Михаила Шишкина
В. Н. Шувалов .................................................................................111
Реабилитация лжи в современной православной публицистике
И. Б. Сазеева ...................................................................................117
«Ложное» vs «правильное»: поэзия в защиту человека («Ложный трактат об эстетике» Б. Фондана)
СПАСЕНИЕ ОТ ЛЖИ
А. Ф. Некрылова .............................................................................127
Веселые обманки русской ярмарочно-площадной культуры
В. А. Кошелев ..................................................................................140
Об одном «учено-литературном обмане»
С. А. Фомичев .................................................................................149
Обман и его восприятие
А. А. Никодимова ...........................................................................154
Сказка ложь? Модусы обмана в литературной сказке 1830 1840 гг.
О. В. Астафьева ...............................................................................160
Ложь и лгуны в детской советской литературе
А. А. Липинская ..............................................................................168
«Привидение? Нет ничего проще!» Пародийная готика молодого А. Конан Дойла
Е. П. Беренштейн ...........................................................................176
«Ненужной раковины ложь»: концепт «лжи» в художественном мире Осипа Мандельштама
Е. В. Зименко ..................................................................................181
Свидетельство художника-дилетанта в деле о «благонамеренной фальсификации» Петра Барановского
Т. П. Христолюбова ........................................................................192
«Я сжульничал!»: эзопов язык в творчестве К. С. Петрова-Водкина
ЛОЖЬ НА СЦЕНЕ И ЗА КУЛИСАМИ
В. Л. Гайдук .....................................................................................201
«Прекрасная фрау Ложь!» («Красный кабачок» Вс. Э. Мейерхольда)
С. В. Денисенко ..............................................................................210
Барон Мюнхгаузен на русской сцене: «Красный кабачок» (1911)
Ю. Д. Беляев ...................................................................................224
Красный кабачок. Публикация С. В. Денисенко
Программа междисциплинарной научной конференции
«Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» ......................265
Список сокращений (архивы) .......................................................271