Безумное искусство: страх, скандал, безумие / Сост., предисл. Норы Букс, Ефима Курганова. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 304 с., ил. (Классика лекций). ISBN 978-5-17-112630-8.
Книга посвящена бытованию в культуре трех основных психоэмоциональных состояний - страха, скандала и безумия. Ведущие специалисты из России, Франции, Америки и Израиля предлагают читателям увидеть скрытые смыслы, лежащие в основе хорошо знакомых произведений: «Ревизор», «Преступление и наказание», «Идиот», «Дядя Ваня», «Мелкий бес», «Лолита» и многих других. Фигуры Гоголя, Достоевского, Чехова, Набокова предстают перед читателем в новом свете. Страх является сильным толчком в развитии личности человека. Но он может стать причиной ее коренного изменения, разрушения, а иногда и гибели. Литературные скандалы вскрывают новые подробности писательских биографий и культурного быта эпохи, что находит воплощение в творчестве литераторов и артистов. И пожалуй, самая интригующая часть книги, вводящая в мир литературного безумия, рассказывает о письме как патологии. Об эпигонах и подражателях, о психически нездоровых героях книг, бреде и галлюцинациях, выполняющих, однако, важные художественные задачи в произведениях.
Из предисловия Норы Букс и Ефима Курганова
Страх - это, пожалуй, самая фундаментальная категория человеческого бытия. Со страха неизменно начинается человеческая жизнь (имеется в виду родовая травма). Без нее никак не обойтись, и она-то как раз и порождает самые первые страхи. Об этом с предельной убедительностью поведал в свое время Зигмунд Фрейд в «Лекциях по введению в психоанализ»: «Невероятное усиление раздражения вследствие превращения обновления крови (внутреннего дыхания) является в тот момент причиной страшного переживания, первый страх, следовательно, имеет токсическое происхождение. Название Angst (страх) - angustiae (беда) - Enge (теснота, теснина) - подчеркивает признак стеснения дыхания, происходящего в то время вследствие реального положения вещей (при рождении) и впоследствии позже всегда повторяющегося в аффекте страха. Мы признаем также многозначительным и тот факт, что это первое состояние страха произошло вследствие отделения от матери».
Но тут крайне важен не только чисто психологический аспект. Философы, культурологи, писатели выдвинули и обосновали понятие «Первородного страха». Вот что, например, подчеркнул Григол Робакидзе, теоретик и лидер грузинского символизма, в работе «Первородный страх и миф»: «Страх коренится в самом бытии: чем больше плоскостей пересекаются друг с другом, тем сильнее, тем острее страх». Итак, страх есть мощнейший, даже краеугольный толчок к развитию человека. Именно в таком ракурсе знаменитый датский философ Серен Кьеркегор выстроил в первой половине XIX столетия свои трактаты «Страх и трепет» и «Понятие страха». Впрочем, задолго до Кьеркегора категория креативности страха была сформирована в недрах доктрины единобожия. Именно тогда и был определен принцип полезности и даже неизбежной необходимости страха божьего.
Содержание
Нора Букс, Ефим Курганов. Страх, скандал, безумие.............................................5
СТРАХ
Мария Виролайнен. Страх и смех в эстетике Гоголя..........................................15
Нора Букс. От «Иванова» к «Дяде Ване»: две попытки избавления от страха........................31
Борис Аверин. Страх прямого высказывания.............................................................42
Леона Токер. Массы и страх в лагерной литературе...................................................60
Михаил Ямпольский. Форма страха..........................................................................72
СКАНДАЛ
Михаил Одесский. Концепт «скандал» / «соблазн» в русской культуре...........................................95
Татьяна Артемьева. Скандалы в Academia........................................................................109
Дмитрий Сегал, Нина Сегал-Рудник. Типологические заметки к теме скандала у Достоевского...............................126
Игорь Сухих. Два скандала: Достоевский и Чехов...........................................................150
Олег Лекманов, Мария Котова, Анна Сергеева-Клятис. Мандельштам и Горнфельд.............................................158
Александр Кобринский. Обэриуты: между эстетическим вызовом и скандалом......................................................187
БЕЗУМИЕ
Жан Брейар. Болезнь письма.................................................................205
Вадим Руднев. «Мелкий бес» Федора Сологуба: от паранойи к шизофрении....................................216
Игорь Лощилов. «Безумец» и «Идиот»: Андрей Белый и его эпигоны.........................................236
Нора Букс. Набоков и психиатрия. Случай Лужина.............................................260
Ефим Курганов. Интерпретация бреда и бред интерпретации......................284
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky