"Безумное искусство: страх, скандал, безумие" (2019)

Sep 29, 2019 15:35

Безумное искусство: страх, скандал, безумие / Сост., предисл. Норы Букс, Ефима Курганова. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 304 с., ил. (Классика лекций). ISBN 978-5-17-112630-8.

Книга посвящена бытованию в культуре трех основных психоэмоциональных состояний - страха, скандала и безумия. Ведущие специалисты из России, Франции, Америки и Израиля предлагают читателям увидеть скрытые смыслы, лежащие в основе хорошо знакомых произведений: «Ревизор», «Преступление и наказание», «Идиот», «Дядя Ваня», «Мелкий бес», «Лолита» и многих других. Фигуры Гоголя, Достоевского, Чехова, Набокова предстают перед читателем в новом свете. Страх является сильным толчком в развитии личности человека. Но он может стать причиной ее коренного изменения, разрушения, а иногда и гибели. Литературные скандалы вскрывают новые подробности писательских биографий и культурного быта эпохи, что находит воплощение в творчестве литераторов и артистов. И пожалуй, самая интригующая часть книги, вводящая в мир литературного безумия, рассказывает о письме как патологии. Об эпигонах и подражателях, о психически нездоровых героях книг, бреде и галлюцинациях, выполняющих, однако, важные художественные задачи в произведениях.



Из предисловия Норы Букс и Ефима Курганова

Страх - это, пожалуй, самая фундаментальная категория человеческого бытия. Со страха неизменно начинается человеческая жизнь (имеется в виду родовая травма). Без нее никак не обойтись, и она-то как раз и порождает самые первые страхи. Об этом с предельной убедительностью поведал в свое время Зигмунд Фрейд в «Лекциях по введению в психоанализ»: «Невероятное усиление раздражения вследствие превращения обновления крови (внутреннего дыхания) является в тот момент причиной страшного переживания, первый страх, следовательно, имеет токсическое происхождение. Название Angst (страх) - angustiae (беда) - Enge (теснота, теснина) - подчеркивает признак стеснения дыхания, происходящего в то время вследствие реального положения вещей (при рождении) и впоследствии позже всегда повторяющегося в аффекте страха. Мы признаем также многозначительным и тот факт, что это первое состояние страха произошло вследствие отделения от матери».

Но тут крайне важен не только чисто психологический аспект. Философы, культурологи, писатели выдвинули и обосновали понятие «Первородного страха». Вот что, например, подчеркнул Григол Робакидзе, теоретик и лидер грузинского символизма, в работе «Первородный страх и миф»: «Страх коренится в самом бытии: чем больше плоскостей пересекаются друг с другом, тем сильнее, тем острее страх». Итак, страх есть мощнейший, даже краеугольный толчок к развитию человека. Именно в таком ракурсе знаменитый датский философ Серен Кьеркегор выстроил в первой половине XIX столетия свои трактаты «Страх и трепет» и «Понятие страха». Впрочем, задолго до Кьеркегора категория креативности страха была сформирована в недрах доктрины единобожия. Именно тогда и был определен принцип полезности и даже неизбежной необходимости страха божьего.

Содержание

Нора Букс, Ефим Курганов. Страх, скандал, безумие.............................................5

СТРАХ

Мария Виролайнен. Страх и смех в эстетике Гоголя..........................................15
Нора Букс. От «Иванова» к «Дяде Ване»: две попытки избавления от страха........................31
Борис Аверин. Страх прямого высказывания.............................................................42
Леона Токер. Массы и страх в лагерной литературе...................................................60
Михаил Ямпольский. Форма страха..........................................................................72

СКАНДАЛ

Михаил Одесский. Концепт «скандал» / «соблазн» в русской культуре...........................................95
Татьяна Артемьева. Скандалы в Academia........................................................................109
Дмитрий Сегал, Нина Сегал-Рудник. Типологические заметки к теме скандала у Достоевского...............................126
Игорь Сухих. Два скандала: Достоевский и Чехов...........................................................150
Олег Лекманов, Мария Котова, Анна Сергеева-Клятис. Мандельштам и Горнфельд.............................................158
Александр Кобринский. Обэриуты: между эстетическим вызовом и скандалом......................................................187

БЕЗУМИЕ

Жан Брейар. Болезнь письма.................................................................205
Вадим Руднев. «Мелкий бес» Федора Сологуба: от паранойи к шизофрении....................................216
Игорь Лощилов. «Безумец» и «Идиот»: Андрей Белый и его эпигоны.........................................236
Нора Букс. Набоков и психиатрия. Случай Лужина.............................................260
Ефим Курганов. Интерпретация бреда и бред интерпретации......................284

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Мария Виролайнен, Андрей Белый, Игорь Сухих, Ямпольский, михаил Одесский, Осип Мандельштам, филология, книги, страх, Вадим Руднев, Игорь Лощилов, безумие, Достоевский, Борис Аверин, скандал, Ефим Курганов, Чехов, Нора Букс, Лекманов

Previous post Next post
Up