Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.
ОБЛИК ГРАФА ХВОСТОВА
Давайте попробуем себе представить, как выглядел граф Дмитрий Иванович Хвостов. Но только не в реальной своей жизни, а как герой анекдотического эпоса. Когда-то я очень любил формулу анекдота, которую предложил Вадим Вацуро. Правда, потом в этой формуле я сильно разочаровался, но вот к Хвостовиане она подходит просто идеально. Вацуро говорил о том, что анекдот - это исторический источник, но только особого типа - в нем главный интерес переносится с фактической на психологическую достоверность: не важно было ли это, главное, что вполне могло быть.
Да, не важно, как на самом деле выглядел граф Хвостов; важно, что он вполне мог так выглядеть. Если он соответствовал своей анекдотической репутации, если так его воспринимали современники - это уже дает нам возможность проникнуть в эпоху, в самую сердцевину русской литературной жизни первых трех десятилетий XIX века. Реальный граф Хвостов мало кому был любопытен, а вот как герой устных преданий, эпиграмм, пародий, анекдотов он был просто чрезвычайно любопытен. И в полнейшем соответствии с традициями Хвостовианы дал описание графа Дмитрия Ивановича А.С. Пушкин в юношеской поэме своей "Тень Фонвизина":
...……………..
И оба путника пустились
И в две минуты опустились
Хвостову прямо в кабинет.
Он не спал; добрый наш поэт
Унизывал на случай оду,
Как Божий мученик, кряхтел,
Чертил, вычеркивал, потел,
Чтоб стать посмешищем народу.
Сидит; перо в пего зубах,
На ленте анненской табак,
Повсюду разлиты чернилы,
Сопит себе Хвостов унылый
(А.С. Пушкин. Лицейские стихотворения. СПб., 1999, с. 140).
Схожую зарисовку мы находим в мемуарах Ф.Ф. Вигеля: «Он имел характер неблагородный, наружность подлую и наряд всегда засаленный. Неизвестно, примечательная нечистоплотность от жены ли к нему привилась, или от него к ней; только неопрятность обоих супругов была баснею Петербурга» (Русские мемуары. 1800-1825. М., 1989, с. 478). При этом надо помнить, что и Вигель шел не от каких-то реальных своих наблюдений, а именно от анекдотической репутации графа. И в соответствии с этой репутацией тот в момент писания всегда был обсыпан табаком, заляпан чернилами, грязен и даже, пардон, вонюч. В такой конструкции образа была своя логика: граф извергал из себя нечистоты, стихотворческие и всякие другие.
А.С. Пушкину приписывалась эпиграмма (впрочем, вряд ли для этого есть основания) - приведу ее по тексту записной книжки Нестора Кукольника:
Хоть участье не поможет,
А все жаль, что граф Хвостов
Удержать в себе не может
Ни Урины, ни стихов
(Русский исторический анекдот от Петра Первого до Александра Третьего. СПб., 2018, с. 349).
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky