Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.
ФРАНСУА РАБЛЕ И ПОЛИЦМЕЙСТЕР ЧУЛКОВ
Издавна уже сложилась ситуация, когда власти или покровители искусств предлагали, просили или давали указания творцам создавать произведения на заказ. В тривиальных, банальных ситуациях те соглашались. Леонардо да Винчи, когда римский папа захотел, чтобы он нарисовал его портрет, просто покинул навсегда Италию. Но бывали случаи экстраординарные, когда творец сдавался лишь для виду, а на самом деле реагировал колкостями или пародийными провокациями в адрес тех, кто смел управлять его творчеством. Последний вариант получил закрепление в целом ряде исторических анекдотов. Величайший французский писатель и величайший остряк-вольнодумец Франсуа Рабле смог избегнуть больших неприятностей, получил доходное место кюре в Медоне и вообще умер своей смертью лишь благодаря одному обстоятельству - он долгие годы находился под покровительством двух братьев дю Белле, Гильома и Жана, и, прежде всего, последнего.
Жан дю Белле - епископ Байоны и архиепископ Парижа, кардинал, декан коллегии кардиналов, крупный дипломат, был, можно сказать, ангелом-хранителем Рабле, и последний не только чрезвычайно ценил его, но и очень уважал, как выдающегося интеллектуала. И все еще более этот остряк-вольнодумец ценил свою независимость. Как-то раз кардинал дю Белле устроил прием в честь ряда высших судейских чиновников и попросил по этому случаю Рабле, дабы тот сочинил песенку для гостей. Рабле, не раздумывая, согласился. Да и как он мог отказать кардиналу?
А теперь приведу анекдот, который был зафиксирован Жедеоном Таллеманом де Рео в его «Занимательных историях»: «Кардинал д. Белле угощал однажды судейских; играла музыка и он велел Рабле написать слова; тот написал их с таким припевом: “Плевали мы на вас, крючки”…» (Таллеман де Рео. Занимательные истории. Л., 1974, с. 236). Такой пародийно-комической провокацией Рабле под видом согласия ответил на предложение сочинить песенку в честь почетных гостей.
С приведенным эпизодом из «Занимательных историй», думаю, имеет смысл сопоставить с фрагментом из записок Николая Ивановича Греча, посвященным личности фигуре популярного в царствование Екатерины Второй и Павла Первого острослова-проказника, поэта и драматурга Алексея Даниловича Копьева: «Чулков, петербургский полицмейстер, призвал его (А.Д. Копьева) к себе, осыпал ругательствами и насмешками и наконец сказал: - Да, говорят, братец, что ты пишешь стихи. - Точно так, писывал в былое время, Ваше Высокородие. - Так напиши мне похвальную оду, слышишь ли! Вот перо и бумага. - Слушаю, Ваше Высокородие! - отвечал Копьев, подошел к столу и написал: “Отец твой чулок, мать твоя тряпица, а ты сам что за птица?”» (Н.И. Греч. Записки о моей жизни. СПб., 1886, с. 119).
Соположение двух этих текстов, принадлежащим разным странам и эпохам, кажется, позволяет выделить особую группу анекдотов о писателях (творцах), которых безуспешно пытаются вынудить к созданию заказных произведений, будь то песня или ода. У А.Д. Копьевав не было ни малейшей возможности ознакомиться с «Занимательными историями» Таллемана де Рео, но действовал он по той же модели, что и Франсуа Рабле.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky