Ефим Курганов. "О точности исторического анекдота"

Nov 06, 2018 06:34

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



О ТОЧНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО АНЕКДОТА

Проспер Мериме писал в предисловии к «Хронике времен Карла Девятого»: «В истории я люблю только анекдоты, среди анекдотов же предпочитаю те, которые содержат, как мне представляется, подлинную картину нравов и характеров данной эпохи» (Проспер Мериме. Соч. в 2 т., М., 1956, т. 1, с. 399). Наблюдение весьма примечательное и важное. Главная претензия исторического анекдота есть претензия на особую фактическую точность, но только надо помнить, что это точность детали, почти микроскопической. На современный взгляд такое утверждение, может, звучит неожиданно, но тем не менее исторический анекдот настаивает именно на фактической точности, которая призвана нарушать и разрушать многие схемы и стереотипы.

* * *

Одна из частей знаменитого труда Вольтера «Век Людовика Четырнадцатого» носит название - «Частные подробности и анекдоты правления Людовика Четырнадцатого». Да, анекдот есть именно частная подробность. Причем, Вольтер считал, что это довольно второстепенная частная подробность. Создатель же первой концепции исторического анекдота Антуан де Варийас полагал, что анекдот есть подробность первостепенная. Это способность, которая способна раскрыть тайну личности или даже целой эпохи. Однако исторический анекдот - не просто частная подробность, которая долгое время оставалась неизвестной, оставалась в пренебрежении или даже прямо утаивалась (на этом Вольтер и Варийас сходились полностью).

Исторический анекдот - не просто подробность, а подробность, не подлежавшая обнародованию, но в любом случае заслуживавшая внимания. Как заметила в связи с Варийасом М.С. Неклюдова, «история не может быть до конца понята без анекдота, который вскрывает тайную механику событий» (Вестник РОИИ, 2004, № 2). То, чем обычно пренебрегают историки, по мысли Варийаса, и есть главный предмет для «писателя анекдотов». При этом исключительно важна как раз точность исторического анекдота. Настоящий исторический анекдот - это не байка, не забавный пикантный вымысел, как часто хочется думать, отнюдь. С самого возникновения концепции исторического анекдота (Варийас) в ней была заложена идея особой точности.

Без фактической точности анекдота просто нет. Не случайно современный исследователь Андрей Голубков в своей работе «Anecdota и ana: компилятивные жанры на исходе средневековья» отметил: «Варийас провозглашает идею истинности анекдота» (см.: Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М., 2005, с. 126-141). В общем, жанр исторического анекдота начинается с ориентации на особую фактическую точность, но это именно точность детали, точность отдельного частного случая, который в свое время проглядели или даже припрятали (с глаз долой), и вот «писатель анекдотов» (слова Вариаса) восстанавливает необходимую полноту исторической картины, и в этом, видимо, главная его миссия.

Впоследствии братья Гонкуры эту специфическую традицию исторического повествования выразили в великолепной формуле: «Анекдот есть мелочная лавка истории».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

литература, Проспер Мериме, Ефим Курганов, анекдоты

Previous post Next post
Up