Originally posted by
s2mitr at
Неделя о блудном сынеВторая подготовительная к Великому Посту неделя называется «Неделей о блудном сыне». В этот день в православных храмах читается притча Господня (Лк. 15, 11-32) о некоем человеке, имевшим двух сыновей.
Под этим человеком подразумевается Господь Бог, а два сына, по мнению некоторых церковных толкователей, это ангелы и люди, по мнению других израильтяне и язычники, и, по мнению третьих, фарисеи и грешники.
«И рече юнeйший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имeния. И раздeли има имeние. И не по мнозeх днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имeние свое, живый блудно». Младший сын, как менее разумный, обращается к отцу с требованием выделить ему положенную часть родительского имения. И хотя отцы не являются должниками детей, сын получает свою часть, и уходит «на страну далече», то есть в далекую страну. Под имением, которое унес с собой младший сын, святые отцы разумеют дарования Божии, разум, свободу, таланты, которыми можно распорядиться по назначению, а можно сделать напрасными. Под «страной далече» понимается греховное удаление от Бога, каковое определяется не местом, а духом. Начав блудную жизнь, неразумный сын в далекой стране расточил все имение. Таков закон бытия - будучи сотворенным по образу и подобию Божию, человек лишь в Боге имеет источник бесконечного совершенства. Естественно, что, отворачиваясь от этого источника, человек расточает благодатные дарования и истощает свои способности.
В нужде и голоде блудный сын становится пастухом, и желает насытиться хотя бы от рожков, которыми питались свиньи: «и никтоже даяше ему». Приточные свиньи - это греховные страсти, которыми бес никогда не дает человеку вдоволь насытиться. Таким образом, диавол пытается удержать раба страсти в повиновении, ибо насытившемуся свойственно отстать от объекта своей страсти.
И вот, в какой-то момент, придя в себя, несчастный сын восклицает: «Колико наемником отца моего избывают хлeбы, аз же гладом гиблю? 18 Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согрeших на небо и пред тобою, 19 и уже нeсмь достоин нарещися сын твой? сотвори мя яко единаго от наемник твоих». Не случайно Господь по отношению к блудному сыну употребил выражение «придя в себя». Состоянию грехопадения всегда сопутствует умственное помрачение. И когда в этот сумрак иногда проникает луч света, наступает временное отрезвление, которым можно воспользоваться для собственного спасения. Блудный сын сознавал, что, разделив с отцом имущество и покинув его, он не может претендовать на свое бывшее сыновнее достоинство, и потому хочет хотя бы в качестве наемника попасть в дом своего родителя. Здесь Спаситель показывает, как мы, пренебрегши сыновней близостью к Богу, прибегаем к Нему, прибегаем к Его Церкви уже не из любви, как это свойственно детям, а будучи изнуренными несчастьями, пребывая в нужде, как наемники.
Однако, когда блудный сын был еще далеко на пути к дому, отец увидел его, сжалился, «и тек нападе на выю его, и облобыза его». Отец даже не дал сыну договорить заготовленной им фразы о том, что он готов быть наемником в доме своего родителя, и приказал рабам своим: «изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозe: и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бe, и оживе: и изгибл бe, и обрeтеся». Здесь Господь показывает неизреченную любовь Божью к роду человеческому. Отец, сам вышедший навстречу своему блудному сыну - образ того, что независимого от глубины падения, Господь ожидает обращения грешника, и Сам спешит ему навстречу. При этом не как наемника принимает Господь падшего, но вновь восстанавливает в сыновнем достоинстве, облекая «первой одеждой», то есть утраченной через грехопадение благодатью. Образ же закалаемого тельца - это образ жертвы Христовой, причащаясь которой, мы обретаем вечное веселье в Царстве Божьем.
«И начаша веселитися. Бe же сын его старeй на селe: и яко грядый приближися к дому, слыша пeние и лики: и призвав единаго от отрок, вопрошаше: что убо сия суть? Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой тельца упитанна, яко здрава его прият. Разгнeвася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его. Он же отвeщав рече отцу: се толико лeт работаю тебe, и николиже заповeди твоя преступих, и мнe николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых: егда же сын твой сей, изядый твое имeние с любодeйцами, прииде, заклал еси ему тельца питомаго». Утешая и одновременно вразумляя старшего сына Отец говорит: «чадо, ты всегда со мною еси и вся моя твоя суть: возвеселити же ся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бe, и оживе: и изгибл бe, и обрeтеся». Действительно, старший сын всегда был с отцом, и никогда, подобно неразумному брату, не отступал от него, и такой чести, оказанной вдруг озвратившемуся блудному сыну, никогда не видывал. Бог Слово, соединился с нашей природой, сделав нас причастниками Божеского естества, и воссев одесную Отца, безмерно возвеличил человечество. Подобной славы не удостоились и святые Ангелы, которые, по слову апостола Петра, желают проникнуть в сию тайну нашего спасения (1Пет.1:12).
Блаженный Феофилакт Болгарский, который под старшим и младшим сыновьями разумел фарисеев и принимаемых Господом обращающихся грешников, говорит, что своей притчей Христос учит нас «не отвергать грешников и не роптать, когда Бог принимает их, хотя бы мы были и праведны… Бог как бы так говорит: пусть вы, действительно, праведны и не преступали никакого повеления, но неужели же не должно принимать тех, кои обращаются от зла»?
В неделю о блудном сыне во время богослужения всенощной поется 136 псалом «На реках вавилонских» - выражение тоски и плачь об отечестве уведенных в вавилонский плен израильтян: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя…». Эта песнь, как и нынешняя притча, в преддверии Великого Поста, призывает нас к тому, чтобы стряхнуть с себя греховный сон, и с покаянием обратить свой взор к Небесному Отечеству.