Originally published at
phillennium.ru. Please leave any
comments there.
После нового альбома “Самого Большого Простого Числа” “Флэшка” написать захотелось не о нем самом, а о том, что с его появлением окончательно ушло в прошлое. Два года назад, в конце 2009-го, ездил в Ломоносов вдвоем с видеооператором, чтобы взять у СБПЧ интервью для fuzz-magazine.ru. Тогда уже было известно, что группа перешла от электроники и приглашенных музыкантов к гитарному минимализму, но к тому моменту видел только обрывочные записи на YouTube и не знал подробностей. Приехав, мы с оператором застали окончание репетиции; так впервые услышал песню “Кулич” - и немедленно офигел.
Она звучала простейшим образом, она была полна каких-то косяков (напомню, речь идет о репетиции людей, незадолго до этого впервые взявшихся за гитары), - и при этом она хватала с первой секунды и не отпускала до последней, отчасти как раз благодаря полному отсутствию лишнего: песня не скрывалась за тщательным продюсированием, а говорила открыто и смело прямо в лицо.
Оператор снял репетицию, чтобы при монтаже разделять фрагменты интервью музыкальными вставками по несколько секунд. Это не предназначалось для просмотра целиком как полноценное музыкальное видео, поэтому звук записывали просто с камеры, и громкость каждого инструмента менялась в зависимости от того, как она поворачивалась. Тем не менее, когда позже увидел запись целиком, снова испытал то же ощущение, что и вживую: недостатки съемки не портили песню, а отлично вписывались в общую атмосферу.
На самом интервью участники СБПЧ отлично сформулировали теоретически все то, чем перед этим оказался впечатлен практически - что профессионализм может спрятать и убить музыку, а предельное обнажение и выход в области, где профессионалом не являешься, заставляет ее быть живой. Мы проговорили втрое дольше стандартной продолжительности фуззовских видеоинтервью, и, хотя изначально задумывались лишь видеоролики с набором реплик, позже сделал еще и
полную текстовую версию - при всем ее объеме жертвовать оттуда не хотелось ничем.
Позже был на двух концертах группы в том же минималистичном гитарном звучании - и оба были такими же мощными. Кроме “Кулича”, там звучали другие новые песни (“Живи хорошо”, “Да/Нет”, “Блокада”, “Мы никогда не станем старше”) - и каждая напоминала оголенный провод под напряжением, и за каждую хотелось схватиться. При минимуме средств (никаких барабанных соло и гитарных примочек), при непрофессионализме участников (впервые использовавших не только гитары вместо синтезаторов, но и пение вместо речитатива) все это шарахало по голове сильнее высокобюджетных проектов. Пост-панковый рубленый минимализм может быть бодрым и может быть мрачным - здесь было по максимуму и того, и другого сразу; концерты были праздниками общей беды с главным хитом “Живи хорошо” - веселым и безысходным одновременно.
Сложности пошли, когда группа попыталась запечатлеть свое состояние в студии. С самого начала было непонятно, как переносить все эти изменения в среду, которой присуща отполированность, и сингл “Живи хорошо” внятного ответа так и не дал: минимализм там был, но концертного эффекта при этом не производил, словно не радующие елочные игрушки из анекдота. После этого изменились и сами концерты - у группы появилась живая барабанщица, в выступлениях стал принимать участие лидер “Пса и группы”, а в репертуаре появились другие песни вроде “Миллиарда”; звуков стало больше, а слов меньше. Теперь, наконец, вышла “Флэшка”, трехголосием и синтезаторными партиями еще дальше уходящая от “просто рока”. Она хорошая и тоже по-своему минималистичная - но уже по-другому, прежнего звучания больше нет.
Жаль, что теперь, слушая дискографию СБПЧ, слушатель попросту упустит важный и интересный этап. (Интересно, сколько таких больших и важных историй упустил сам, когда они происходили где-нибудь на соседней улице.)
Жаль, что не скопировал себе вовремя видеозапись с репетицией - когда на рабочем винчестере закончилось место, смонтированные из исходной записи ролики сохранили, а вот ее саму удалили, и ту версию “Кулича” уже не пересмотреть.
Много чего жаль - но все-таки в случае с этой группой, сильно изменившейся уже далеко не в первый раз, интерес к тому, что будет дальше, сильнее сожалений о том, что осталось в прошлом.
Как поет по другому (а может, и по этому тоже) поводу она сама - не возвращайся никогда.