Оригинал взят у
belursus в
Скромное обаяние буржуазии 2Вторая часть марлезонского балета. А краткое содержание
первой части заключается в аналогии распространения буржуазных идей в обществе с вирусной эпидемией.
То есть духовный, ментальный вирус буржуазности должен быть простым и даже примитивным, как вирус, чтобы распространиться среди как можно большего количества индивидов. Поэтому в качестве этого буржуазного вируса совсем не подходят мудрёные экономические теории Адама Смита. Сознание человека становится буржуазным не потому, что он прочитал книги Адама Смита - но человек читает книги Адама Смита, потому что он превращается в буржуа. Адам Смит - следствие буржуазности, а не причина.
Чтобы определить вирус буржуазности, не нужно быть умником, как Адам Смит, а нужно быть капитаном Очевидность. Вирус буржуазности заключается в слове "Свобода". Именно так с большой буквы. Свобода - это именно та простая и даже примитивная идея, которая, как дама топлесс на известной картине Делакруа "Свобода, ведущая народы на баррикады", повела за собой массы людей, среди которых реальных буржуа было не более 10 процентов. (Удивительно точная, кстати, картина).
Здесь надо отметить несколько моментов относительно этой идеи буржуазной свободы.
Действительно слово "свобода" стала основным лейтмотивом буржуазной философии, пропаганды, культуры и искусства. Но при этом нельзя сказать, что буржуазная мысль, буржуазные философы переосмыслили идею свободы как не рабства и наполнили её боле глубоким пониманием. Скорее правильно говорить, что буржуазная мысль просто приватизировала, присвоила себе идею свободы.
Свобода превратилась в клише, пропагандистский фетиш. Речи буржуазных философов похожи скорее на камлания, где слово "свобода" звучит как какое-то пафосное заклинане, которое произносится чуть ли не по нескольку раз в каждом предложении. Для примера речи современных философов Глюксмана, Леви Бернара Леви и почих либертерианцев. Речи которых любят пародировать современные антилибертианцы, вроде:"Свобода лучше несвободы наличием свободы".
Буржуазная свобода-либерте первоначально была не одна, а соединялась вместе с равенством и братством. Но потом эгалите и фратерните куда-то делись.
Оно то и понятно, высшие слои общества, приняв идею буржуазной свободы, в эгалите и фратерните особо не нуждаются. Их уже интересует утилитарная свобода - экономическая. И вот тут то они и начинают почитывать Адама Смита.
Продолжение следует.