Самарская ГРЭС (из цикла статей «РепортаЖЖничество»)

May 20, 2012 20:54

15 мая 2012 г. случилась поездка на Самарскую ГРЭС. Произошла она благодаря заинтересованности тольяттинского предприятия ОАО «Электросеть» в наличии кадров. Мне же удалось попасть на этот уникальный объект среди организованной группы студентов ТГУ, журналистов и блогеров, позаботилось собрать которые все та же «Электросеть» - организация, дающая свет и уют в дома Автозаводского района, и отметившая, кстати сказать, не так давно свой 40-летний юбилей.
01.



Итак, ГРЭС, или именуя полностью - государственная районная электростанция.
02.


История Самарской ГРЭС интересна и уникальна, и ведет свою летопись аж с 1900 г. Пространство станции масштабно, местами неожиданно, но очень солидно, как… пароход.
03.


04.


05.


Работающий персонал серьезен, но, как мне показалась, за столь небольшой срок пребывания там, по-своему харизматичен, и с большим трепетом и ответственностью относится к своей работе, что вызвало особое уважение. Берегут они свою «бабушку»! С гордостью показывают и с удовольствием рассказывают о ней прибывшим на ее территорию посетителям, на территории которой, кстати сказать, есть место и искусству:
06.


07. Фонтан этот виден и с улицы, через прорубленное окно ограждения:


08.


Есть у ГРЭС и собственный узнаваемый символ - дородный такой, классический Кот - образ собирательный из тех, что были предложены горожанами. Но уж слишком много споров вызвала попытка определить, чей же кот лучше, и потому решено было «сложить» его не конкретным, а таким… обще-общественным. Теперь этот Кот - символ уюта и тепла, который стал также символом Самары.
09.


Теперь же немного истории.
Возведена электростанция была, как бы это не казалось странным, лишь для эстетики и собственного удовольствия «больших» людей, и отчасти потому, что керосиновое освещение стало более… не модным.

Первичная мощность, вырабатываемая станцией, составляла 200 кВт, что соизмеримо с  потреблением 200 электрических чайников или утюгов. Забавно! Станция подпитывала театр, дала жизнь геоскопу - первому в городе кинотеатру, а также способствовала появлению первых рентгенов (га-а-альванические батареи!), а затем благодаря ей по улицам начали ходить и первые трамваи. Ну, и, конечно же, энергия шла на городское освещение (кстати, график включения уличных фонарей публиковался в прессе). Поначалу топливом служили бакинская нефть и донбасский уголь, но с началом войны поставки прекратились. Полено в те сложные времена стало цениться выше всяких драгоценностей! Альтернативой же могли служить… шелуха семечек (самарцы всегда славились своим пристрастием к подсолнечным семенам!) и навоз. В особо критичные военные периоды, когда мощностей не хватало, было решено приостановить подпитку трамваев, но кино… Кинотеатр не тронули! «Важнейшее из искусств» оказалось нужнее народу.
Но, пожалуй, я увлеклась описанием (уж больно интересна история ГРЭС!). Пора переходить, собственно, к фотографиям
10. Самарская ГРЭС - это не только промышленный объект, но и еще и памятник архитектуры:


11.


12. Трудились в тот день все: собственно, служащие, и мы - фотографы!


13. Интерьер электростанции тоже заслуживает внимания: мраморные панели приборов  (вместо неизобретенной еще на тот момент пластмассы) по-прежнему выглядят шикарно!


14.


15.


16.


17.


18.



19.


20. Индустриальные переплетения материалов и четкая геометричность линий тоже не лишены эстетики:


21.


22.


23.


24. Турбины должны звучать! И были специалисты, выявлявшие «фальшивые ноты».



25.


26.


27.


28.


29. Рабочее место сотрудников:


30.


31. Как рассказали нам наши провожатые, сейчас электроэнергия подается в 20 тыс. квартир, отапливаются около 100 тыс. горожан. Свет и тепло производят сотрудники благодаря старушке ГРЭС! Кстати, трудится там сейчас порядка 550 человек.



32.


33.


34.


35.


36. На территории есть и уютные уголки:


37.


38. Не забываются и герои общественно полезного труда:


39. Коллеги-фотографы:


40. И, собственно, та, чьим "пером" начертана эта история:


41.


42.


43.


44.


45.Безопасность превыше всего!


46. ..ну, и для крайних случаев:


47. Возвращение..


Спасибо организаторам и отдельно Вадиму Кондратьеву ( chronograph), без которого эта поездка для меня не состоялась бы.
До новых встреч!

Самара, электростанция, ГРЭС, репортаж

Previous post Next post
Up