Как (не) надо перевозить большую кельтскую арфу самолетом

May 07, 2014 19:15

Данный пост будет интересен, скорее, музыкантам, хотя...
6 апреля я привез из Нидерландов свою новую арфу. Его (инструмент! :) зовут RHarps "Merlin" и он родом из Колорадо, США. Из магазина De Troubadour Harpen в г. Делфт оказалось ближе везти и быстрее заказывать, хотя и заметно дороже.
Общие соображения по перевозке крупногабаритных музыкальных инструментов со всеми тонкостями уже изложены в посте a_tre_ordini, а у меня - индивидуальная история "взлетов и падений".
Арфу "Мерлин" производства Рика Рубарта я хотел уже давно, потому что у меня с 2009-го была маленькая Highland Harps на 23 струны. Ее сделал Дэн Маккриммон, ученик Рика (раньше у него был работающий сайт http://www.thehighlandharp.com/, но они его, видимо, не проплатили на этот год и довольствуются фейсбуком). Маленькое видео с ней здесь, правда, звук сильно обработан.
О Мерлине можно подробно прочитать здесь. Если нужен перевод на русский, я как-нибудь сделаю. Все сводится к тому, что Рик внес ряд усовершенствований в конструкцию кельтской арфы, позволяющих достигать большого звука при относительно скромных габаритах.
После недолгой переписки Мерлин был заказан и оплачен банковским переводом, а потом я порядка месяца ждал визу и т.п. За это время Мишель и Мария, хозяева магазина, любезно предложили мне изготовить жесткий кофр для перевозки Мерлина в багаже (за 250 евро, что равно цене билета в салон). Я подумал, что такой кофр может пригодиться в будущем, и согласился. Ведь у меня уже есть аналогичный для чуть более мелкой Stoney End "Sara" и я успешно летал с ним в Томск. Правда, проблема была дотащить кофр до аэропорта, в метро его формально не должны пускать, но со скандалом в четыре руки затаскивали :)
Когда Мишель прислал мне фотографию кофра (рис. 1) в процессе изготовления, у меня уже возникло нехорошее предчувствие...


Рис. 1. Кофр.

Ужаснувшись, я написал ему с просьбой приделать хотя бы ручки с торца.
Делфт, как и вся Голландия, очень красивое место. Мощеные улочки, старинные дома и т.п. Но пост не об этом :)
В магазине было интересно. Столько разных арф (рис. 2), которые я раньше видел только на картинках, в одной комнате, и все можно потрогать! Мне удалось поиграть на неигранных ранее Triplett, на феерически тяжелых Pratt, на разных маленьких Blewins, на дорогой модели Rees, а также на некоторых уже известных мне Dusty и Camac.


Рис. 2. Магазин.

Краткий обзор впечатлений об арфах - не могу удержаться.
Все арфы с ценами можно найти на сайте магазина http://www.detroubadourharpen.nl или соответствующих производителей.
Арфы Pratt (Chamber harp, Princessa, Empress) поразили не только весом и натяжением (сильное!), но и безумным сустейном на басах. Кроме веса, они еще и дорогущие - приближаются уже к дешевым педальным. Triplett (Signature, Eclipse, Sierra, легкая терапевтическая Christina и компактный Zephyr, влезающий в ручную кладь самолета без оговорок) - неизменно хороший звук (его очень слышно, например, на записях Лизы Линн) и общее высокое качество за неслабые деньги, как и все американцы, если покупать в Европе. Dusty Strings - характерные звенящие высокие, ни с чем не спутаешь - сразу вспоминается саунд FH36 у Элизбара. Aberdeen Meadows от Rees - ровный, звонкий звук для фолка, красивый финиш (листочки!), басы менее выражены, в отличие от солидных Триплетов и безумно гудящих Пратт. Nightingale от Lewis Creek - приятная и ультра-легкая 27-струнка. Компактные Blewins'ы - звук никакой, но технически играть для-дома-для-семьи вполне можно, если бы не довольно высокая цена для такой арфы. Так что если нужна легкая арфа для тренировки, лучше купить Barnett 2 у Сережи Онищука, выйдет существенно дешевле. К харпсиклам от Rees я не стал прикасаться, разве что с целью переставить некоторые подальше. Camac (Telenn и Isolde) не поразили ничем, что лишь поддержало меня в довольно холодном отношении к большей части их продукции.



Рис. 3. Pratt "Chamber Harp".


Рис. 4. Справа Michel Roels, главный техник магазина.

Удостоверившись в исправности Мерлина, Мишель был благословлен мной завинчивать кофр к вечеру. Он уверил меня, что общий вес составит до 30 кг. На всякий случай дал с собой отвертку.

Практически в ночи мы с супругой перетащили фанерный параллелепипед в хостел (дистанция около 1 км пешком по средневековой брусчатке) и оставили на ресепшне. Просьба открыть нам ресепшн в 5 утра вызвала, без преувеличения, вспышку гнева у красноглазого недосыпающего сотрудника, но он, тем не менее, пошел навстречу и избавил от неразрешимой задачи подъема кофра по крутой лестнице в номер. К 6 утра "гроб", сопровождаемый возгласами интереса редких ночных гуляк", доехал по той же брусчатке до железнодорожной станции. К счастью, не возникло необходимости перетаскивать его по лестницам через платформы. В утреннем поезде о коробке никто ничего не спрашивал. Тамбуры на первом этаже двухэтажных вагонов Intercity весьма привольные.

К 7 утра мы были уже в аэропорту. У меня оставалось два часа с хвостиком на все процедуры, включая получение бумаг tax refund. "Good luck, Philipp!" - бросил мне то ли восхищенно, то ли иронически пассажир в очереди на регистрацию, прочитавший мое имя на поверхности кофра. На стойке Lufthansa кофр был взвешен: 36 кг. "It cannot go in any way! We are not Cargo!" - заключила сочувственно работница авиакомпании. Лимит на багаж с перевесом составляет у Star Alliance 32 кг, не говоря уже о сумме измерений предмета. Стало понятно, что от кофра придется избавляться. Жалко, что Мишель, как выяснилось, так и не поставил его на весы у себя в мастерской. Глазомер подвел мастера, а следом и меня.

Я попытался найти амортизирующие материалы типа пузырчатой пленки, в которую была упакована Stoney End при перелете из США, но ничего подобного в аэропорту не водилось. Отвинчивая один за другим саморезы на крышке гроба ящика, я ощущал, что собираюсь отправить Мерлина на верную смерть в руках аэропортовых грузчиков, сдав его в багаж в мягком чехле. Потом я резко остановился, вручил отвертку супруге ("Отвинчивай дальше, я скоро буду!") и рванул в кассу Люфтганзы.

Сначала озадаченная продавщица предложила мне дополнительное кресло на тот же рейс за 700 евро. Я согласился. Ситуация безвыходная, а рисковать сохранностью инструмента моей мечты я не готов, оно того не стоит, даже если сумма ощутимая. Кассирша молча копалась в компьютере не менее получаса, а то и больше, время текло, люди становились в очередь, переминались с ноги на ногу, цыкали зубом и уходили. Потом она подняла глаза и написала на бумажке: 255 euro. "Только под расчет! Сдачи нет!" - "Откуда такой дешевый билет?" - "Не знаю, но компьютер выдал мне это". Затем последовало переоформление посадочных талонов на меня и на арфу, рывок бегом на Customs, чтобы вклиниться в длинную очередь и поставить печать для tax refund (еще бы, сумма возвращаемых налогов немалая!), и успешная попытка сдать осиротевший кофр местным грузчикам ("Не волнуйтесь, просто оставьте его здесь, мы о нем позаботимся"). В процессе всех этих безумных скачек персонал авиакомпании Lufthansa и аэропорта Schiphol проявили себя как исключительно любезные, корректные и заботливые люди. Спасибо им всем.

В салоне все было как в вышеупомянутой инструкции. Арфу посадили кверху ногами (это называется "на вербель") возле окна и выдали ей дополнительный ремень (см. рис. 5, 6). На втором маршруте ее даже привязали дополнительной веревкой. Кроме того, мне торжественно сообщили, что она проходит по габаритам (банально повезло, кажется, ее рост составляет около 155 см., чуть ниже меня), на что я радостно кивнул, типа "конечно, как же еще могло быть!" При пересадке у меня чуть не вырвали из рук арфу грузчики на улице, пришлось отмахиваться от них арфовым билетом, только тогда они поверили. За это время с меня буквально сошло семь потов и мне уже было все равно, я мысленно праздновал победу. Ведь еще два часа назад я метался с ощущением практически безвыходного положения: а что бы я делал, если бы дополнительного билета на полет с пересадкой не оказалось?...


Рис. 5. Мерлин пристегнутый.



Рис 6. Мерлин привязанный.

В длинных транзитных переходах во Франкфурте удалось воспользоваться тележкой. Не знаю, как бы я тащил арфу без нее (моей собственной колесной разработке для Мерлина будет посвящен следующий пост!). Да, на перелете из Франкфурта в Москву для Мерлина был заказан дополнительный десерт ;)
К моему удивлению, таможня в Домодедово не обратила на нас никакого внимания и я успешно выволок арфу на родную землю. Mission complete.

Выводы? Возите арфу в салоне!
Жесткий кофр - для экстремалов и неудачников ;)

А вот вам напоследок свежее видео с Мерлином в действии на АрфаВите'2014:

image Click to view


Звук снимался с двух звукоснимателей производства безымянного турецкого мастера и со штатного встроенного пьезика. Я ими всеми недоволен, буду работать над электрификацией инструмента дальше.
Previous post Next post
Up