Кино очень недорогое - все сцены внутри помещений сняты в слегка картонной студии, сверток, изображающий ребенка на руках мамаши, это четко сверток из тряпок. Снимало все Третье творческое объединение Ленфильма - я такого и не припомню. Но режиссер Венгеров, в главных ролях Демьяненко, Папанов, Юматов - так что кино не проходное, вполне работает и как развлекательное кино и как режиссерское кино с высказыванием.
Молодой журналист (Демьяненко) приезжает из Москвы в сибирский леспромхоз, чтобы написать статью о героических водителях, которые в минус 50 перевыполняют план, особенно герой Юматова героический. Проницательный журналист сразу понял, что с этими стахановцами что-то не то. Перевыполнение считается по километражу, ездят они короткой дорогой, пишут что ехали длинной, лишний бензин сливают. Поскольку все действие происходит внутри советского мифа - принципиальный московский журналист должен не просто заклеймить их в столичной прессе, а лично способствовать моральному возрождению героев статьи. И только после этого уехать в комфортную столицу.
Кино хорошее, поэтому кроме мифа в нем есть и окошко в реальный мир. Замаскировано оно под речь главного негодяя фильма - директора леспромхоза (Папанов). Почему он смотрит сквозь пальцы на слив дефицитного бензина - а потому что иначе не будет премии, а без премии все водители уволятся и где ему брать водителей. Журналиста не боится - потому что в газете сидят проверенные товарищи и они не дадут такую статью напечатать. И здесь он тоже прав - как раз Довлатова перечитываю.
Самая фальшь в фильме - душевные страдания героя Юматова от того что он сливает бензин и получает за это премию. Он от этого ходит смурной загадочный и жениться не может. Ну в небольшое волнение я верю, но чтобы так. Реальный шофер радовался бы что хакнул систему и жил кум королю.
Хорошо показана разница между столичным залетным журналистом, который приехал на неделю, рассказал всем как правильно жить и едет довольный домой представляя свой многоэтажный комфортабельный офис (действительно красивые кадры офиса в разрезе как у Андерсона почти). И простыми работягами которые остаются в Сибири возить лес в минус пятьдесят, жить в общаге, а теперь им еще и премию не дадут.
Благодаря журналисту герой Юматова нашел с себе моральные силы признаться в сливе бензина и даже собрался вместе с ним ехать в Москву признаваться (вернется ли обратно?). Теперь с чистой совестью он может жениться. Красавица учетчица Арина (Тамара Сёмина) оказывается только и ждала морального возрождения своего избранника и тут же бросилась к нему в объятья. Хэппи энд, занавес.
Из отдельно стоящих прекрасностей - Юматов очень похоже передразнивает Папанова, красивые глюки Юматова от переохлаждения - луна, снег и силуэт Арины.