У озера, 1970

Jun 05, 2017 01:29






Лена Бармина (Наталья Белохвостикова) с папой живут на берегу Байкала. Сибиряки, потомки сосланных декабристов, хранители традиций. Начинается строительство Байкальского ЦБК. Остановить невозможно, можно только негромко протестовать.
Лена выросла среди книг, собранных тремя поколениями предков. И под большим влиянием папы, который даром что коммунист, практически святой. В нее влюбляются все - и заезжий артист, и директор завода, и простецкий бригадир, и папин лаборант. Лаборанту, понятно, не светит - он такой стеснительный крутолобый в очках. Зато всех остальных любовь делает лучше. Неграмотный бригадир из народа становится грамотным и даже начитанным - потому что Лена работает библиотекаршей и чем быстрее ты читаешь книги, тем чаще с ней видишься. Артист бросает сцену и устраивается на завод - тут позиция автором не проговаривается - хорошо это или плохо. Больше всего шансов у директора завода - потому что играет его Василий Шукшин. Он мужественный, нежный и умный - Блока наизусть может. Почти перевоспитался и почти саботирует вредную работу завода. Вот только женат и ребенок. При такой великой любви развестись почему-то не хочет. Вот нафига его жене муж влюбленный в библиотекаршу? Но опция развестись не появляется даже намеком. Подразумевается, что и зритель не знает о такой возможности. А я вот не понял почему.
Все пишут, что диалоги в фильме отличные, потому что как в жизни. Мне же показалось странным как герои говорят. Неестественно. Например, диалог директора комбината с начальником (все это медленно, со значением и длинными паузами):
- Проще надо решать такие вопросы Василь Васильич. Проще!
- Вот оно что.
- Да.
- Проще? Это хорошо - проще.
Хорошо.
Себе хорошо. Другим плохо.
А так хорошо!
Сейчас хорошо - потом плохо.

Зато какие современные штуки есть в фильме шестидесятых годов. Первые полчаса нет пресловутой четвертой стены - героиня доверчиво пересказывает зрителю свою жизнь заглядывая в глаза. Подружка у нее бурятка (Наталья Аринбасарова) - только что вернулась из столицы дипломированной балериной и по утрам разминается у себя на хуторе, вместо станка используя загон для овец. Красиво, экзотично - жаль качество картинки плохое.





Библиотекарша Лена проводит вечер Блока - с выражением читает "Скифов". Публика загипнотизирована - простые работяги бросаются обсуждать что имел в виду автор. Было что-то наивное и прекрасное в советской власти. "Двенадцать" тоже помянут - был Христос впереди или нет:)
Еще понравилось, что она устроилась библиотекаршей на построенный завод. Против строительства которого боролась. Как это хорошо придумано.
У фильма в каком-то смысле счастливый конец - в 2013 году целлюлозно-бумажный завод закрыли.

Молодая Белохвостикова раскрасавица, чем беззастенчиво пользуется режиссер.



читает "Скифов", глаза сверкают:
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...



Пропустила - четверостишье И усмирять рабынь строптивых...

image Click to view



современное бурятское искусство



симпатичные мальчиши ей строят глазки



неужели ирония?



Как обычно много Ильича.



На смену интеллигентной Лене Барминой заведовать библиотекой приходит милая, симпатичная, но доярка. Тоже какая-то ирония в этом есть. Очевидно литературным вечерам конец. Бригадиры и директора перестанут мучится таинственным желаньем. Как озеро теперь освоено и при деле, так и завод отторгает не в меру интеллигентного библиотекаря.

Герасимов, Белохвостикова, оттепель, наше кино, 1970

Previous post Next post
Up