Polish

Jan 13, 2012 16:27

А я продолжаю историю своей любви с "Огнем и мечом", третий день копаясь что есть сил в книжках по костюму. Книжки  невероятно радуют своей чудесной противоречивостью, некоторым хаосом и полной дезорганизованностью.


Вот что говорит нам про польский женский костюм XVI-XVII веков Мерцалова (Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов" Т.2, М., 1996. С 390-420):
"Платья жен и дочерей шляхтичей богатых мещан во второй половин XVI и первой половине XVII  шились по испано-немецким, а иногда и итальянским образцам и представляли собой упрощенный вариант (тем более упрощенный, чем ниже на социальной ступени стояла женщина).


Платье дворянок состояло, как правило, из узкого закрытого лифа, заканчивающегося мысом, с разнообразной отделкой на груди, конусообразной гладкой юбки и короткой пелеринки. Мещанки одевались в прилегающий жакетик типа мужского пурпуэна, юбку с мягкими фалдами, фартук, на плечах часто «внакидку» висел более объемный жакет с декоративными рукавами.

Польские горожанки любили одеться нарядно и даже щегольски. Они использовали разнообразные, часто весьма дорогие ткани - шелк, бархат, атлас. Большую популярность имели материи с золотистой, «люстровой» поверхностью. Сначала эти ткани привозились из Персии и Турции, но с 40-х годов их начали производить местные мануфактуры. Декорировали платья рядами нашитых цветных узорных кантов, золотым и серебряным кружевом, плетеным шнуром. Как и в мужском костюме, в моде были разнообразные пояса - металлические, кожаные, шелковые.

Польки не спешили отказаться от старинных украшений - золотых цепей, вышитых жемчугом чепцов, тяжелых драгоценностей. Не изменили они и своего пристрастия к шубам, спасавшим их в зимние морозы. Некоторые тратили на них целые состояния, подбивая мехом соболя, куницы, бобра. Жены бедных ремесленников в течение XVI-XVII веков одевались крайне просто - в темные платья из дешевых материй, состоящие из рубашки, лифа с укороченными рукавами (или корсажем без рукавов) и юбки. Голову всегда покрывал скромный чепец и рантух. Эта одежда перешла и в крестьянскую среду, сохраняясь там вплоть до XX века. Богато орнаментированная, украшенная кружевами она превратилась постепенно в народную праздничную одежду, имеющую значение национальной"
.


(картинка неизвестного происхождения, частично воспроизведенная у Мерцаловой)


Марина Мнишек и Лжедмитрий I. Гравюры скопированы с портретов В. Снедяцкого. Начало XVII века. Дворянское платье по испанской моде. 


Портрет Марины Мнишек в свадебном платье. Начало XVII. Все по-прежнему очень придворное и испанское. 


1580 г. Портрет Екатерины Радзивилл. Вот уже все не такое уж и придворное. Магнатское платье.

статья, принять к размышлению, раскрое-пошивное

Previous post Next post
Up