«Инвалид с детства, живу на вокзале». Как вычислить интернет-мошенника

Jul 05, 2010 13:06




Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас», поделилась с нашим журналом, как вычислить интернет-мошенников.

Мошенничество в сфере интернет-благотворительности развивается темпами, едва ли не превышающими темпы развития собственно интернет-благотворительности. Факт, конечно, радости не вызывающий, но в принципе не являющийся и поводом для особого уныния, ибо в подавляющем большинстве случаев мошенников от благотворительности вычислить достаточно просто. Обратимся к примерам и посмотрим, какие на данный момент выявлены наиболее распространенные форматы обмана населения под прикрытием идей благотворительности.

На балк-рассылки (массовые рассылки электронных писем, SMS и др. - Ред.) в стиле: «Я инвалид детства, живу на вокзале, дом сгорел, срочно пришлите, люди добрые, денег на квартиру на мой Яндекс-кошелек!» - уже никто не покупается. Чаще всего мошенники используют так называемые «зеркальные сайты». Создается полная или частичная копия интернет-площадки, на которой идет сбор благотворительных пожертвований. С виду информация та же, что и на «родном» сайте фонда или на домашней страничке нуждающегося. И фотографии, и копии документов. Только реквизиты для перевода денег указаны другие. Чаще всего это делается, если речь идет о сборе средств на дорогостоящие операции и лекарства, потому что средства нужны большие, собирают их «с миру по нитке», и вероятность того, что человек, бросивший в общую копилку свои сто рублей, будет рассчитывать на персональную отчетность о том, как они были потрачены, невысока. К тому же личную страничку больного подделать технически просто. Однако подобные ситуации бывают и с фондами.

Чтобы создать видимость бурной деятельности, мошенники берут с сайта какой-либо организации реальную информацию, допустим, отчеты о посещении детских домов, и объявляют сбор средств на организацию следующей поездки или покупку чего-либо для детей-сирот.
К сожалению, жертвами подобного мошенничества на данный момент становились уже многие весьма уважаемые фонды.

Все мошеннические схемы рассчитаны на доверчивого человека, у которого нет времени на проверку, а сделать доброе дело хочется. Тем более что в объявлениях аферисты всегда пишут, что деньги нужны очень срочно. Если потрудиться проверить представленную информацию, то понять, можно ли или нет доверять разместившим ее людям, довольно просто. Надо только не полениться, написать несколько писем, позвонить по нескольким телефонам, найти среди своих знакомых тех, кто уже лично имел дело с фондом или организацией, разместившей объявление о сборе пожертвований, или тех, кто лично знает самих просящих о помощи.

Даже при многоразовом перепостинге, широко практикующемся в социальных сетях, докопаться до первоисточника не так уж и сложно.
Пусть проверка займет не пять минут, как перевод на электронный кошелек, а час. Зато гарантия того, что вас не обманули, значительно повышается.

Часть проблемы с интернет-мошенниками состоит еще и в том, что если подлог выявить довольно просто, то привлечь обманщиков к ответственности тем не менее практически невозможно. Как только они понимают, что их вычислили, «липовый» сайт тут же закрывается, сообщения на форумах стираются, и адреса электронной почты блокируются. Да, можно, потрудившись, выяснить, например, где и кем такой сайт был зарегистрирован. Но для того чтобы, скажем, завести уголовное дело по факту мошенничества, нужно заявление потерпевших. А вот их-то (людей, которые перевели мошенникам деньги) найти очень непросто, ведь они могут быть разбросаны по всему миру, и уж тем более добиться от них того, чтобы они пошли в милицию и написали заявление, почти нереально.

Получается некоторый юридический тупик, когда вспугнуть обманщиков можно, а наказать не получается. Значит, нет и гарантии, что они не вплывут через некоторое время в ином месте и в ином обличии.
Низкий уровень доверия к благотворительным организациям, да и вообще тотальное недоверие друг к другу, с одной стороны, и желание людей сэкономить собственные усилия, сократив количество вышеуказанных проверочных действий, с другой стороны, часто выливаются в то, что многие предпочитают действовать не через некоммерческие организации и благотворительные фонды, а напрямую помогать нуждающимся. Если, конечно, речь при этом не идет, скажем, о покупке хлеба и молока одинокой пожилой соседке по лестничной площадке, то эта медаль, как водится, имеет две стороны.

Частная благотворительность, не оформленная юридически, а именно ЖЖ-сообщества, форумы, инициативные группы, не зарегистрированные как юридические лица, часто бывают привлекательны в глазах жертвователя именно в силу вышеупомянутых стереотипов о том, что «все фонды воруют».

Но вот есть ли у жертвователя возможности для контроля, куда пойдут его деньги, если он передает их не официальным путем, под документы, а «из рук в руки»?
Очень не хочется случайно обидеть тех, кто давно и успешно работает и по-настоящему помогает, собирая деньги для нуждающихся. Как правило, это люди, которые не побоялись своим именем гарантировать целевое расходование собранных средств и уже не раз доказали, что доверять лично им можно. Другое дело, что в случае, если жертвователь принимает решение, например, передать деньги напрямую в семью с больным ребенком, которому необходима сложная операция, он полностью берет ответственность за свои действия на себя. Функция «посредника», например, блоггера, в данном случае ограничивается только подтверждением того, что диагноз ребенка действительно соответствует заявленному, но он не может дать никаких гарантий, что переданные лично в руки получателю деньги будут использованы именно на то, на что они предназначались.

Как это ни звучит на первый взгляд невероятно, но, к сожалению, бывали и грустные примеры того, как на переданные на лечение детей деньги, мягко говоря, не очень адекватные родители покупали себе машины и мебель.
Это, конечно, случаи единичные и из ряда вон выходящие, но не лучше ли и от них постараться застраховаться? Например, переводом целевого пожертвования через благотворительный фонд сразу в клинику, где ребенок будет лечиться?

В любом случае каждый даритель имеет свободу выбора, помогать ли напрямую адресно или через НКО, но есть и ряд общих моментов, на которые стоит обращать внимание жертвователям, прежде чем сделать любой благотворительный денежный перевод.

Содержит ли просьба о помощи обычные банковские реквизиты, а не только электронные кошельки? 99 % сообщений без реквизитов, содержащих предложения переводить деньги только на Яндекс.Деньги или WebMoney, или посылать SMS-сообщения, - липовые.
Есть ли в сообщении с просьбой о помощи контакты? Даже если деньги собирают физические лица на личные счета, сами нуждающиеся или их добровольные помощники, они обычно публикуют свои телефоны и с ними можно связаться. А уж фонды так тем более. Причем телефон должен быть именно тот, по которому можно получить оперативную информацию по конкретному случаю, а не телефон секретаря.

Появляется ли на интернет-площадке, на которой собираются деньги, своевременная отчетность о поступивших пожертвованиях? Если человек сделал перевод и не нашел себя в списке жертвователей даже под ником «аноним», то стоит начать волноваться.

Лучший способ борьбы с обманами - это, как и при сражении с большинством болезней, профилактика. В подавляющем большинстве случаев, для того чтобы не стать жертвой обманщиков, надо просто совершить очень простые проверочные действия.

Татьяна Тульчинская, мошенничество, eРhilanthropy, Деньги и благотворительность

Previous post Next post
Up