Раздали велосипеды - научите их чинить

Sep 24, 2010 12:28




Статья про то, как действия благотворителей не приводят к ожидаемому эффекту, если проект не учитывает все особенности благополучателей и местного сообщества.

"Люди устали от африканской коррупции и вечных неудач благотворительных программ. Это можно понять. Но эта колонка - не просто история о мальчике и его велосипеде. Это - пример того, как благотворительная организация может при поддержке местных жителей создать устойчивую систему в надежде улучшить образование, создать рабочие места и помочь людям самим выбраться из нищеты. Это - напоминание о том, что мы можем помочь людям помогать самим себе, а у проблем бывают решения - просто их необходимо распространять на всех. "


В начале этого года я был в Зимбабве. Тогда я написал колонку о пяти сиротах, которые живут в одной хижине и вместе выживают.

Старший из них, Абель, тощий и оголодавший 17-летний подросток, каждый день вставал в четыре утра и шел в школу пешком. Его путь занимал 3 часа. На закате Абель возвращался в хижину, где был кем-то вроде суррогатного отца. Он заставлял младших сирот делать домашнее задание при свете костра, утешал их, когда они болели, и шлепал, когда они вели себя плохо.

Когда я спросил у Абеля, есть ли у него мечта, он сказал, что хочет велосипед. С помощью него он сможет не тратить шесть часов на пешие походы до школы и обратно, а значит, лучше заботиться о младших сиротах. В середине сентября мечта Абеля исполнилась. Благотворительная организация из Чикаго World Bicycle Relief раздала 200 велосипедов школьникам в районе, где живет Абель, чтобы они могли добираться до школы. Один из них достался Абелю.

«Я счастлив», - стеснительно сказал Абель, и в его голосе на другом конце телефонного провода чувствовалась радость. Проект раздачи велосипедов был задуман бизнесменом из Чикаго Фредериком Дэйем, который прочитал об Абеле и решил провести на нем и его товарищах эксперимент для крупной программы раздачи велосипедов для улучшения школьного образования в Зимбабве. Если этот проект окажется успешным и привлечет финансирование, десятки тысяч других детей в Зимбабве тоже могут получить велосипеды.

Дэй - топ-менеджер корпорации SRAM, крупнейшего производителя велосипедных частей в США. Он основал World Bicycle Relief в 2005 году, так как считает, что велосипеды могли бы стать дешевым транспортным средством для школьников и медицинских работников в бедных странах.

Поначалу он планировал привозить подержанные велосипеды из США, но поездки по Зимбабве убедили его, что они будут ломаться слишком быстро. «Ни один из велосипедов, производимых в США, в таких условиях не выживет», - говорит он. Дэй прав: зачастую благотворительные организации ввозят в бедные страны технологии, которые оказываются бесполезны. К примеру, развивающийся мир полон дорогих колодцев, которые не работают, потому что насос сломался, а чинить его некому.

Поговорив с местными жителями и посмотрев, инженерная команда Дэя спроектировала не требующий особого ухода велосипед с одной скоростью и весом 25 килограмм.

World Bicycle Relief решили обучить по одному механику на каждые 50 велосипедов и снабдить их основными запчастями и инструментами, тем самым помогая еще и развитию малого бизнеса. Абель стал одним из тех, кого выбрали для обучения.

В мире благотворительности ничто не идет точно по плану, и пройдет еще немало времени, прежде чем станет понятно, насколько успешна эта программа. В World Bicycle Relief попытались обойти возможные проблемы, потратив несколько месяцев на то, чтобы убедить деревенских старейшин следить за ходом проекта. К примеру, не позволять отцам и старшим братьям отбирать велосипеды у девочек на основании того, что женщины не заслуживают настолько ценных вещей.

Эта проблема особенно важна. Чтобы спасти девочек от долгой, опасной дороги до школы и обратно, родители иногда пытаются найти им жилье в городе. Но иногда это приводит к сексуальным домогательствам. Велосипеды помогут девочкам ночевать дома.

Wolrd Bicycle Relief уже раздала свыше 70 тысяч велосипедов, почти 70% из них - женщинам и девочкам. В этом году планируется раздать еще 20 000 и, если все пойдет как надо, всего их будут десятки тысяч.

Да, люди устали от африканской коррупции и вечных неудач благотворительных программ. Это можно понять. Но эта колонка - не просто история о мальчике и его велосипеде. Это - пример того, как благотворительная организация может при поддержке местных жителей создать устойчивую систему в надежде улучшить образование, создать рабочие места и помочь людям самим выбраться из нищеты. Это - напоминание о том, что мы можем помочь людям помогать самим себе, а у проблем бывают решения - просто их необходимо распространять на всех. Спросите хотя бы Абеля.

Источник

зарубежный опыт, помощь местным сообществам, лучшие практики

Previous post Next post
Up