Более 60% российских компаний развивают корпоративное волонтерство. Исследование

Aug 14, 2012 09:41

Более двух третей российских компаний имеют документально оформленную стратегию корпоративного волонтерства. Примерно в каждой второй компании развитие корпоративного волонтерства было вызвано желанием укрепить корпоративную культуру и повысить внутреннюю лояльность сотрудников. А около 40% компаний начали заниматься этим видом благотворительности по инициативе сотрудников.

Таковы данные исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.



Конечно, основная цель любых корпоративных добрых дел - повысить репутацию и сформировать положительный имидж компании. Довольно большая часть руководителей, кроме всего прочего, пытается таким образом укрепить командный дух сотрудников и повысить корпоративную культуру. Такая практика зачастую оказывается намного эффективнее традиционного тимбилдинга. Часть владельцев компаний призналась, что для них основное - принимать активное участие в жизни общества и помогать нуждающимся.

"Волонтерство - это хороший опыт, особенно для молодых сотрудников, - считает супервайзер по КСО КПМГ Юлия Богданова. - Первое время новички, как правило, занимаются работой "принеси-подай", в какой бы сфере они не были заняты. Такая рутина быстро притупляет необходимый творческий потенциал, а участие в благотворительных акциях помогает почувствовать молодым сотрудникам, что они нужны компании".

Благотворительная деятельность свойственна прежде всего крупным корпорациям. Так в большинстве компаний, имеющих региональные и международные подразделения, постоянно проводятся мероприятия корпоративного волонтерства. По мнению 70% представителей компаний, у них есть единый образ или идея корпоративного волонтерства, как внутри России, так и в других странах.

Организуя добровольческие мероприятия, сотрудники большинства компаний самостоятельно выбирают направление благотворительности, в котором они хотят участвовать (62%). В половине компаний сотрудники вносят предложения по организации волонтерских мероприятий (51%). Также руководство предприятий опрашивает сотрудников на предмет их готовности участвовать в благотворительных мероприятиях (41%).

Среди волонтеров 72% составляют женщины, 28% - мужчины. Как правило, это представители всех ступеней корпоративной иерархии. Основным мотивом участия в благотворительных кампаниях считается моральное удовлетворение от такой работы (86%), а также стремление внести вклад в благосостояние общества или города (70%). Основной причиной неучастия в волонтерстве является нехватка времени (около 80%). По сравнению с сотрудниками, не участвующими в благотворительных акциях, среди их коллег-волонтеров выше показатели удовлетворенностью жизнью в целом, своей семьей, работой, взаимоотношениями с коллегами и друзьями.

Одна из последних тенденций корпоративного волонтерства как в России, так и за рубежом - партнерство компаний в реализации добровольческих мероприятий. Нередко компании устраивают своеобразные курсы взаимного обучения приемам корпоративного волонтерства, проводят совместные проекты в регионах своего присутствия, вовлекают поставщиков, потребителей и контрагентов в общие волонтерские проекты.

"Несмотря на то, что совместная добровольческая деятельность с другими компаниями находится на ранней стадии развития, она уже рассматривается как способ укрепления отношений с поставщиками, потребителями и стратегическими партнерами, но, что важно, требует инвестиций и грамотного управления", - говорит начальник отдела КСО компании "Северсталь" Наталья Поппель.

Однако некоторые компании не планируют проводить совместных добровольческих мероприятий, опасаясь конкуренции, а также говорят о нежелании ассоциироваться с другим брендом. Эксперты советуют устраивать совместные волонтерские акции только с теми компаниями, которые совпадают по тем целевым аудиториям, которым они традиционно помогают согласно принятой стратегии КСО.

Корпоративное волонтерство - относительно новая практика для российских компаний. Несмотря на это, руководители компаний не видят существенных проблем в проведении волонтерских мероприятий. Чаще всего сложности возникают лишь на организационной стадии.

Однако с юридической точки зрения, у компаний, занимающихся волонтерством, все-таки могут возникнуть проблемы. В частности, в законодательстве не закреплено единое название тех, кто занимается общественно полезным безвозмездным трудом. Сейчас некоммерческие организации могут привлекать добровольцев только для осуществления благотворительной деятельности, в соответствии с законом о благотворительности, либо для профилактики и тушения пожаров, в соответствии с законом о пожарной охране. Для привлечения добровольцев в других случаях законных оснований нет.

В федеральном законодательстве присутствует понятие "волонтер", но законная возможность привлечения волонтеров существует только у "Оргкомитета Сочи 2014". У большинства НКО отсутствует законная возможность заключать договор с теми, кто участвует в общественно полезной деятельности. Такое право есть только у благотворительных организаций.

"Компаниям, сотрудничающим с НКО, нужно понимать, что некоторые действия таких организаций, в частности, по отношению к волонтерам, находятся вне правового поля, - предостерегает директор филиала Международного центра некоммерческого права в РФ, председатель Совета "Юристы за гражданское общество" Дарья Милославская. - Конечно, ни у кого нельзя отнять право помогать людям. И если ты берешь эту ответственность на себя - тебе не нужно спрашивать разрешения у других. Но нужно помнить, что свобода таких действий ограничена не только рамками общественного договора, но и правовыми".



исследование, волонтеры, корпоративное волонтерство

Previous post Next post
Up