На днях осознал, что в основе "Снежной королевы" Андерсена лежит более глубокий архетип, чем мне казалось раньше. Вероятно этой метафизической глубиной (а также тем, что сказку можно воспринимать на разных уровнях) она и сильна.
Суть сказки проста: вскоре после того, как Каю в глаз и сердце попал осколок зеркала, он умер.
Кай умер. Всё остальное - иносказания для этого, Снежная Королева не кто иная, как смерть.
Герда, подобно Орфею, не смиряется с ситуацией. И отправляется за Каем в ад, так же как Орфей отправляется в преисподнюю за Эвридикой.
У Орфея ничего не получилось и Эвридика осталась в тёмных глубинах небытия, а у Герды, прошедшей полный инициатический путь, всё получилось. Она спустилась в ад подготовленная, помогла сложить Каю из льдинок слово вечность и вывела его обратно, в жизнь.
Как сказал товарищ Сталин в похожей ситуации: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гёте: любовь побеждает смерть."
Можно трактовать сказку и как странствия человека в поисках своей души и обретение её; в этот сюжет хорошо ложится мудрая песня группы Abney Park:
Letter Between A Little Boy & Himself As An Adult.
Я не читал всего Андерсена, но думаю, что "Снежная Королева" -- вершина его творчества.