Оригинал взят у
sergeydolya в
Про постановочные фотографии, ставшие шедеврамиПост "
Как рождаются шедевры" вызвал бурную дискуссию. Судя по комментариям, многие меня неверно поняли, и я хочу прояснить несколько важных моментов:
1. Я впервые участвовал в такой сложной постановочной съемке, поэтому все подробно и расписал.
2. В названии поста я использовал слово "шедевр", но не относил его к своим фотографиям. Слава богу, нашлись умные люди в комментариях, кто это понял. Имелось в виду совсем другое: многие известные снимки, признанные шедеврами, относятся к постановочной фотографии. Среди них есть очевидные, а есть скрытые, авторы которых выдают постановки за документальные работы.
3. Мне одинаково нравится и постановочная фотография, и пейзажная, и документальная и любая другая, если она хорошая. Я не вижу проблем, если кто-то будет снимать монахов в заранее подготовленной сцене, кто-то будет ловить их случайные взгляды на телевик, а кто-то вообще - делать портреты в студии. Главное, чтобы все было талантливо и по-честному. В солидных изданиях и информационных агентствах есть жесткие требования к обработке фото: если вас поймают на цифровом монтаже, с вами, скорее всего, больше не будут работать. То же самое касается и репортерских премий. В 2010 году WPP
дисквалифицировал за микроскопическую ретушь украинского фотографа Степана Рудика. Однако, авторский блог - это не СМИ и не World Press Photo, уровень честности определяет сам фотограф. Спорить, доказывать и что-то предъявлять тут бессмысленно.
4. Есть вероятность, что если бы я не рассказал про постановку, а показал всего лишь одну фотографию из серии, она бы всем понравилась. Мало кто сказал бы, что в ней "нет души". Отчасти это подтверждается инстаграмом: там я выложил эту картинку с короткой подписью, и все были в восторге.
В продолжение этой темы, я отобрал несколько известных документальных фотографий, оказавшихся откровенной постановкой и весьма к ней приближенной "режиссурой".
Американская девушка в Италии
Снимок был придуман случайно, когда фотограф Рут Оркин заприметила итальянцев, заглядывающихся на американку Джинкс Аллен, идущую по улице во Флоренции. Рут попросила Джинкс пройтись еще раз, результат был тем же - молодые люди не спускали глаз с красавицы Аллен. В итоге получился кадр. Да он был не спонтанным, но с другой стороны нельзя отрицать, что он не отразил действительность.
Жаркий поцелуй
Робер Дуано сделал эту фотографию в 1950 году, получив заказ от журнала «Life», и она принесла фотографу мировую известность, стала символом любвеобильного Парижа, молодости и любви. После такого фурора Дуано получал сотни писем людей, представлявшихся героями этой фотографии и требовавших компенсации, при этом дело доходило даже до суда. Так, одна пара в 1988г. подала иск на фотографа и с требованием выплатить 90,000 долл. в качестве гонорара. Робер Дуано выиграл, однако ему пришлось признаться, что это фото постановочное.
Смерть республиканца
Знаменитый снимок Роберта Капы, сделанный в ходе Гражданской войны в Испании в 1936 году, в 2009 был определен как постановочный. На фотографии боец-республиканец падает, сраженный пулей. Испанский журналист Эрнст Алос доказал, что снимок был сделан на территории, где не велось боевых действий.
Волк - "фотомодель"
Победитель международного конкурса фотографов-натуралистов Wildlife Photographer 2009 Хосе Луис Родригес был дисквалифицирован после того, как судьи решили, что сфотографированный им волк "позировал" перед камерой. У судей возникли подозрения в подлинности фото, они обратились к экспертам. Те внимательно изучили снимок и сравнили его с фотографиями ручного волка по кличке Оссиан, который живет в зоопарке под Мадридом.
"У этого волка есть несколько отчетливых меток, и все специалисты сошлись во мнении, что это один и тот же волк, - объяснили судьи. - Поэтому мы дисквалифицировали Родригеса и навсегда запретили ему принимать участие в нашем конкурсе. Пускай это послужит другим хорошим уроком".
Знамя Победы над Рейхстагом
Евгений Халдей, по заданию Фотохроники ТАСС, сделал несколько постановочных снимков 2 мая 1945, когда уже закончились уличные бои и Берлин был полностью занят советскими войсками. К тому же, на рейхстаге уже было установлено множество красных знамён. Фотограф попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалев, фотограф привез с собой.
В автобусе
Рождение движения за гражданские права принято относить к 1955, когда Роза Паркс, чернокожая женщина, в переполненном автобусе отказалась уступить место белому мужчине. Многие люди полагают, что известный снимок является записью того исторического момента. Однако фотография была сделана спустя год, после того как она отказалась уступить место, и спустя месяц после того, как Верховный Суд Соединенных Штатов вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции. Перед своей смертью в 2005 году, госпожа Паркс рассказала, что она позировала для снимка.