Тулуз-Лотрек никогда не славился " мягкой " и "всепрощающей" кистью...Наоборот- желчная, насмешливая, я бы даже сказала злая и резкая ...
Но увидев портрет Оскара Уайлда я немного оторопела...
Полезла искать возможные причины столь "жесткого" портрета...
Начну с биографии..довольно краткой..
Оскар Уайльд родился в Дублине. Его мать была хозяйкой литературного салона. До девяти лет Оскар воспитывался дома, потом учился в школе. После школы учился в Колледже св. Троицы в Дублине, а потом в Колледже Магдалены в Оксфорде, где получил премию за стихотворение «Равенна».
В 1884 Оскар Уайльд женился на Констанции Ллойд. У них было двое сыновей, Сирил и Вивиан.
В 1895 вокруг имени Уайльда разразился колоссальный скандал. Еще в 1891 он сблизился с лордом Альфредом Дугласом, известным под прозвищем Бози. Отец Бози, маркиз Квинсберри, был из-за этого в ярости. Он назвал Уайльд содомитом, Уайльд, по подстрекательству Бози, подал на маркиза в суд за клевету, но в суде выяснилось, что у Уайльда были гомосексуальные связи, и не только с Бози, и процесс против Квинсберри был прекращен, но был начат процесс против самого Уайльда по обвинению в гомосексуализме. Уайльд был осужден на два года каторжных работ. Большую часть срока он отбывал в Редингской тюрьме. Выйдя на свободу в 1897, он жил затворником и умер в 1900 году в Париже, где и похоронен. Его жена была вынуждена сменить фамилию на Холланд, и под этой фамилией его потомки и жили...
Про отношения Бердслея и Уайлда доподлинно ничего неизвестно, ибо личная жизнь Бердслея покоилась под семью печатями..Но поговаривают...
И кстати, вот портрет кисти великого Бердслея...
Портрет не злой, может быть, немного ироничный..но никаких мерзких, гадких чувств к изображенному не возникает...Напротив..задумчивый мужчина, талант, литературный гений...
Подтверждением факта отношений между двумя поклонниками Саломеи могут послужить и иллюстрации, которые прошли не одну правку перед тем, как выйти в печать..
Так..а что же Лотрек, привычный к однополой любви?
В Лондоне Лотрек чувствовал себя как дома. Год назад туда окончательно перебрался Шарль Кондер. Вдвоем с Лотреком они много бродили по городу. Лотрек стремился все посмотреть, за исключением общепризнанных "достопримечательностей", которые вызывали у него отвращение.
Кондер вращался в среде близких Оскару Уайльду художников и писателей. 1895 году был драматичным как для поэта, так и для его друзей, восхищавшихся им. Уайльд, обвиненный в преступлении против нравственности маркизом Кинсберри, отцом его "друга" лорда Альфреда Дугласа, пятого апреля был арестован. Двадцать шестого апреля в суде присяжных "Олд Бейли" начался процесс. Однажды вечером Кондер повел Лотрека к Уайльду.
Художник "с некоторым ужасом" смотрел на этого человека, который еще вчера занимал в литературном мире такое почетное место, а теперь был причислен к уголовникам. Завтра его вышлют за пределы родины, но он все еще хорохорится, бросая вызов закоснелому английскому пуританизму, держится величаво, твердо веря, что победа будет за ним.
Уайльд отказался позировать Лотреку.
Ну что ж, ничего не поделаешь! Но художник не может упустить такую исключительную модель и впивается взглядом в его лицо. Отношение английского общества поражало, даже больше - возмущало Лотрека, но и симпатии к Уайльду он не испытывал. И впрямь, не было человека более несходного по характеру с Лотреком, чем Оскар Уайльд (Уистлер сказал об Оскаре Уайльде, что он "яркий пример того, каким не должен быть человек искусства") - эстет в элегантных костюмах, с вычурными манерами, любивший парадоксы, витиеватый язык и театральную томность. "Я печален потому, что одна половина человечества не верит в Бога, а другая - не верит в меня".
Могучая фигура Уайльда, хотя он и выглядел рыхлым, поразила Лотрека. Уайльд не хочет позировать? Не беда! Лотрек и не нуждается в этом! Он запечатлел в своей памяти это вызывающее, женоподобное лицо с тяжелой челюстью и ртом старой кокетки. Это поразительное существо произвело на него такое сильное впечатление, что он ничего не забудет - ни его дряблых щек, ни тусклого цвета лица, ни прилизанных светлых, почти желтых волос, ни заплывших жиром маленьких презрительных глазок с набухшими под ними мешками и нависшими веками. Вернувшись в Париж (дело Уайльда имела большой резонанс повсюду), Лотрек 15 мая напечатал в "Ревю бланш" рисунок пером - Оскар Уайльд произносит последнее слово в суде. После этого Лотрек написал быстрыми мазками на картоне очень убедительный в своей простоте портрет поэта: несколько линий, несколько цветных пятен, и вся сущность этого человека - как на ладони. Работая над картинами для балагана Ла Гулю, Лотрек и там изобразил Уайльда среди зрителей, любующихся "восточным танцем".
По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц. И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001. - 272 с., с илл. Книга на ОЗОНе
отсюда