Romaine Brooks

Jan 15, 2009 18:58

Когда собирала материалы про Иду Рубинштейн, мое внимние привлекла вот этот портрет, выполненный неизвестной мне до сих пор художницей Romaine Brooks


Затем я наткнулась на информацию о любовных отношениях с Идой, на ее автопортрет и начала искать информацию о ней...
Очень впечатлили даты жизни-почти 100 лет(1 мая 1874 Рим - 7 декабря 1970 Ницца)


И сразу же расстроилась- так как нашла только небольшую статью в википедии. Еще мне попалась ссылка о ней на сайте cultura lesbiana, что косвенно подтвердило информацию о связи Ромейн Брукс и Иды Рубинштейн ..
И как замечательно, что линк на яндексную картину Ромейн Брукс привел меня в один лирушный дневник со статьей о ней...

Ромейн Брукс( Romaine Brooks)-Урождённая Беатрис Ромейн Годдард(Beatrice Romaine Goddard)




Французская художница американского происхождения, работавшая также в Англии и Италии.
Родилась Беатрис Ромейн в Риме в богатой семье американцев Генри Годдарда и Эллы Уотерманн. Ей было дано второе имя по городу рождения. Дед по материнской линии был мультимиллионер Айзек Ватерман. Она была младшей из трех детей в семье Годдарда, правда родители развелись перед ее рождением.
Она провела несчастливое детство, страдая от неуравновешенной матери, к тому же больной тяжелым диабетом. Все внимание мать уделяла ее брату, который был психически неполноценным. К брату девочка была чрезвычайно привязана, оберегала его и, как бы, себя с ним отождествляла. Мать жертвовала всем,включая и дочь, чтобы вылечить своего безумного сына. Она оставила Ромейн своей прачке, сняв ее семье квартиру в Нью-Йорке, а сама с сыном поехала лечиться в Европу. Через некоторое время мать перестала высылать деньги за квартиру и выходить на связь, семья прачки решила вернуть девочку, но Ромейн не говорила им, где жил ее дедушка из страха, что ее вернут матери.
После того, как «приемная» семья нашла дедушку, Ромейн провела несколько лет в Епископальной школе - интернате, и позже, год в школе женского монастыря.
Временами, правда, мать брала ее в Европу, чтобы помогать следить за братом, управлять которым становилось все тяжелее.
Став взрослой, Ромейн именовала себя "ребенком-мучеником".


Ромейн Брукс Уборщица 1904 г.
В 1893 Ромейн оставила семью и уехала в Париж. Получая скудное пособие от матери, она брала уроки пения, какое-то время даже пела в кабаре. В возрасте 21 года она предъявила судебный иск матери и выиграла ренту, которая позволила ей учиться в Италии с 1896 до 1899.


Черная шляпка 1907 г.
В Риме Ромейн вела самый бедный образ жизни, будучи студенткой отделения гуманитарных наук, часто просто голодала. Для того времени необычно было, чтобы женщины-художницы рисовали обнаженные модели. Ромейн, как единственная студентка в классе, столкнулась с тем, что позже назовут преследованием за сексуальную ориентацию, поскольку часто рисовала обнаженных девушек.


Тишина 1910 г.

Летом 1899 она арендовала небольшую студию в самой бедной части острова Капри, который был очень недорогим местом, чтобы жить, и в котором располагалась колония художников.

В 1901 умер ее брат. Она возвратилась домой, чтобы помочь убитой горем матери, которая умерла год спустя после осложнения диабета.
В 1902 Ромейн получила огромное наследство, которое было разделено между ею и старшей сестрой, и которое позволило ей жить по собственному желанию.


Мадам Эрразурис 1908-10 г.г.

В этом же году вышла замуж за неудачливого пианиста и переводчика Джона Брукса. Он был гомосексуалистом и любовником Сомерсета Моэма, к тому же находился в финансовом затруднении. Брак для Брукса имел удобство, поскольку он таким образом скрывался от возмездия суда, постигшего ранее Оскара Уальда (того посадили в тюрьму за гомосексуализм).

Сама Ромейн к этому времени поняла, что она бисексуальна. Биограф художницы пишет, что супруги ссорились с первых дней, и когда Ромейн остригла волосы и заказывала мужскую одежду для себя, запланировав совершить тур по Англии, и когда муж отказывался появляться публично с ней в таком виде. Тем не менее, это был брак без взаимных претензий, и после года жизни супруги расстались.



Ромейн Брукс Портрет Жанны Филл 1910 г.
Ромейн Брукс Дебютантка 1910-11 г.г.




В Лондон художница отправилась сама. В 1904 Брукс была неудовлетворенной своей работой, в особенности яркой системой цвета. Она сняла маленькую студию на Корнуэльском побережье и начала учиться воспроизводить градации серого цвета. Когда группа местных художников попросила, чтобы она провела неофициальную выставку своих работ, она показала только те работы, на которых она экспериментировала с серой краской. С тех пор, почти все ее картины были во власти серого, белого, и черного. Она нашла свою палитру. Ее серость стала ее художественным почерком. Поэт д’Аннунцио позже объявил ее "самым глубоким и мудрым дирижером серости в современной живописи".
В 1905 Брукс переезжает в Париж, где знакомится с другими американскими эмигрантами, а также с европейскими аристократами, художниками, писателями и светской богемой. В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных художников Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном шестнадцатом округе. Здесь она рисовала портреты как незнакомых, так и знаменитых женщин, включая свою возлюбленную в то время, принцессу де Полиньяк.

В 1910 прошла ее первая персональная выставка в престижной Галерее Durand-Ruel, на которой были выставлены тринадцать картин, почти все портреты женщин или молодых девушек.

Картины были натуралистическими, показывая детали и моду Belle Еpoque, с пляжными зонтиками, вуалями и сложными шляпами. Брукс включила в экспозицию и две картины нагих дам, это был провокационный выбор для художника - женщины в 1910 году.


Красный жакет 1910 г.
На одной, «Дама в красном жакете», молодая женщина стоит перед ширмой, на ней только маленький открытый жакет, ее руки за спиной. Она настолько хила, и ее удрученный взгляд столь несчастный, что один современный рецензент назвал картину «Туберкулезница». Брукс описала ее просто, как "бедную девочку, которая замерзла".


Белая азалия 1910 г.
Другая, «Белые азалии», является более сексуально заряженным портретом обнаженной женщины, откинувшейся на кушетке в студии Брукс. Критические обзоры после выставки сравнили картину с полотнами «Маха обнаженная» Франсиско Гойи и «Олимпия» Эдуара Мане.
В отличие от женщин на названных картинах, героиня «Белых азалий» отводит взгляд от зрителя, с отчетливо запрещающим выражением.
Выставка установила репутацию Брукс, как художника. Обзоры были экспансивны, а поэт Роберт де Монтескью назвал свою рецензию "Вор душ".
Тем не менее, Брукс разочаровалась в парижском высшем обществе, чувствуя, что люди шепчутся о ней за спиной, а в лицо балуют унылыми беседами.
Несмотря на успех, в это время она назвала себя в мемуарах «жертвой, забитой камнями».

В 1909 Ромейн познакомилась с итальянским поэтом и политическим деятелем Габриеле д’Аннунцио, который приехал во Францию из Италии, сбежав от кредиторов. Они провели лето 1910 на вилле на побережье Франции в романтичном уединении. Поэт писал стихи, вдохновляясь картинами Брукс.


Портрет Габриэле д*Аннунцио 1916 г.
Они год прожили вместе, но идиллия была разрушена, когда на вилле появилась ревнивая «хозяйка» д’Аннунцио. Любовники расстались, но их дружеские отношения оставались теплыми до самой смерти поэта.

В 1911 у Брукс начался роман с Идой Рубинштейн - балериной дягилевского «Русского балета», которую д’Аннунцио одержимо и страстно, но безответно любил
Рубинштейн, страстно влюбившись в Брукс, вообще хотела купить удаленную от городского шума ферму во Франции, где они могли бы жить уединенно. Но этот способ жизни был неприемлем для Брукс, и к предложению Иды она не проявила никакого интереса.
В 1914 их отношения закончились. Тем не менее Брукс рисовала балерину чаще всех своих моделей. Брукс написала несколько портретов балерины.


Портрет Иды Рубинштейн 1912 г.
Для художницы "хрупкая и гермафродитная красота Рубинштейн» была эстетическим идеалом. Самые ранние из этих картин - ряд аллегорических «ню».


Пересечение (Мертвая женщина) 1911 г.
В картине «Пересечение» (называемой также «Мертвая женщина»), Рубинштейн изображена, как труп, вытянутый на белой кровати или катафалке в черной пустоте.


Женщина с цветами. Весной. 1912 г.
На картине «Весной» или «Женщина с цветами» Ида рассыпает цветы на травянистом лугу.



Скрытый под маской стрелок. 1910-11 г.г.
Рубинштейн изображена также в образе Святого Себастьяна из музыкальной драмы д'Аннунцио привязанной к кресту, в нее выпускает стрелы карлик в маске, стоящий на столе. Искусствоведы считают, что в образе карлика изображен д’Аннунцио.


Крест Франции 1914 г.

В начале Первой мировой войны Брукс написала картину «Крест Франции», символическое изображение Франции в состоянии войны, на котором изображена Франция в образе медсестры Красного Креста, смотрящей с решительным выражением лица, в то время, как на заднем плане горит город Ипр.

Хотя эта картина не считается портретом Иды Рубинштейн, медсестра действительно очень похожа на нее, и возможно, Ида была моделью для этой картины.
Картина была помещена в буклет вместе с поэмой-призывом д’Аннунцио к храбрости воинов, который продавался, чтобы помочь денежными средствами Красному Кресту.
Нужно отметить, что во время войны поэт стал национальным героем, как командир эскадрона. Правда героизм этот сомнителен, поскольку поэт командовал группой националистических нерегулярных войск, которые захватили и держали город Фиуме, чтобы препятствовать присоединению города от Италии к Хорватии. Он установил правительство - итальянское регентство Карнаро с собой в роли «дуче» (вождя).
И хотя д’Аннунцио никогда не входил в правительства Беннито Муссолини, историки его расценивают, как предшественника фашизма в Италии.

После войны Брукс стала кавалером и получила крест Почетного Легиона за усилия по сбору средств для Красного Креста.
Образ «Креста Франции» сравнивали с картиной «Свобода» Э.Делакруа, на которой женщина, женщина, персонифицирующая Свободу, поднимает флаг на фоне горящего города. Свобода Делакруа, однако, ведет за собой группу парижан, поднявших оружие, в то время, как героиня Брукс совершенно одна.
Позже Брукс использовала такое романтичное изображение фигуры в героической изоляции несколько раз. В них фигуры, обернутые в темные плащи, изображены изолированно и уединенно на фоне бушующих волн на море.



Ромейн Брукс На берегу моря. Автопортрет 1914 г.
Ромейн Брукс Ида Рубинштейн 1917 г.



Ромейн Брукс Портрет Габриеле д*Аннунцио 1912 г.

Символично, что эти три картины составляют как бы триптих, на котором изображены д’Аннунцио (1912 г.), сама Брукс (автопортрет 1914 г.) и И.Рубинштейн (портрет был закончен в 1917 г.).
В последний раз Брукс изобразила Рубинштейн в картине «Печальная Венера» (1916-17), основанной на фотографии обнаженной Иды, сохранившейся со времен их страстного романа.



Ромейн Брукс Печальная Венера. Портрет И.Рубинштейн 1916-17 г.г.
Эта картина-прощание, названная самой художницей "кончиной знакомых богов" в результате Первой мировой войны. Художница пробовала несколько раз перерисовывать Венеру, но каждый раз так или иначе продолжало возвращаться лицо Рубинштейн.

В 1915 Брукс познакомилась с американской поэтессой Натали Клиффорд Барни, которая стала ее возлюбленной и компаньонкой в течение пятидесяти лет.



Натали Клиффорд Барни и Ромейн Брукс (фото)

Они встретились в литературном салоне, Барни была вовсе немоногамна, ко времени встречи с Брукс у нее уже был длительный роман с Элизабет де Грамон, который продлится до самой смерти Грамон в 1954.

Брукс разрешала Барни случайные связи, сама заводя многочисленные романы, пока любовь к поэтессе не стала серьезной. Обычно Брукс, видя интрижки возлюбленной, просто уезжала из города, но однажды она предъявила Барни ультиматум:
"Выбирай, либо я, либо Долли Уайльд!" (племянница Оскара Уайльда, с которой у самой Брукс тоже был роман). Брукс была в связи и с бывшим любовником самого О.Уайльда - лордом Альфредом Дугласом. И Барни сдалась!
В то же время, Брукс не желала жить с Барни, как «семейная пара», Ромейн не любила Париж, презирала друзей Барни и чувствовала, что она сможет творить только в одиночестве.

Решено было построить летний дом на море, состоящий из двух отдельных крыльев, к которым присоединялась столовая, которую они назвали «Чертой Виллы». Сам домик получил название "написанная через дефис вилла".
Брукс также проводила большую часть каждого года в Италии, или путешествуя по Европе, то есть вдали от Барни. При этом они считались нежными и страстными возлюбленными.



Ромейн Брукс Амазонка. (Портрет Натали Барни) 1920 г.

Портрет Барни кисти Брукс под названием «Амазонка» считается одной из самых знаменитых работ художницы и является ярким примером выражения независимости персонажа и лесбийской нежности автора. Взгляд Барни на картине более мягкий, чем на других картинах 20х годов. Барни сидит, обмотанная шубой, во взгляде сожаление о том доме на улице Руэ Якоб, где она жила и держала салон. В окне весь двор засыпан снегом.

Брукс часто использовала изображения животных в своих картинах для дополнения характеристики своих героинь. Так Барни изображена с с маленькой скульптурой лошади, которая указывает на любовь Барни к конным прогулкам. Названием картины «Амазонка» стало прозвище Барни, данное ей бывшей любовницей Э. де Гурмон.

С 1920 до 1924, большинство портретов Брукс изображало женщин, которые находились в социальном кругу знакомств Барни и посещали ее литературный салон.
Попадались, конечно, и мужские портреты.





Ромейн Брукс Портрет Жана Кокто 1914 г.
Ромейн Брукс Портрет герцога д*Альба 1925 г.
Ромейн Брукс Две девушки 1914 г.

Труман Капоте, посетивший студию Брукс в в конце 1940-ых, конечно, преувеличивал, заявляя, что увидел "небывалую галерею всех известных дам с 1880 по 1935 годы». Тем не менее она много рисовала и своих любовниц, и любовниц Барни.




Ромейн Брукс Портрет Элизабет де Грамон 1924 г.
Ромейн Брукс Портрет баронессы Эмилии д*Эрларгер 1924 г.




Ромейн Брукс Охотница 1920 г.
Ромейн Брукс Маркиза Казати 1920 г.

Она имела краткую любовную связь с пианисткой Ренатой Боргатти, которую изобразила в 1920 на картине "Рената Боргатти за фортепиано".



Ромейн Брукс Рената Боргатти за пианино 1920 г.

Одновременно Брукс рисовала возлюбленную Барни - Элизабет де Ланукс и свою любовницу Уну - Леди Трейбридж. Отмечу, что большинство этих картин изображает женщин в мужском образе.



Ромейн Брукс Уна, леди Трейбридж 1924 г.

Помнится, в 1903-м Брукс потрясла своего первого и единственного мужа, от которого осталась только фамилия, тем, что коротко подстриглась и заказывала у портных для себя мужскую одежду. В середине же 1920-ых короткие женские и ношение пиджаков и жакетов обычно с юбкой - было признанной модой, названной в модных журналах, как " мужской стиль".
Женщины, подобные Брукс, одевая мужские костюмы, не пытались уподобиться мужчинам, а хотели сделать свою сексуальность видимой другим.
Яркий тому пример мужские наряды Марлен Дитрих в 1940х!
Загадкой для зрителя стал портрет художницы Глюк (Ханны Глюкштейн).



Ромейн Брукс Питер, юная английская девушка 1923-24 г.г.

Глюк, английская художница, которую Брукс написала приблизительно в 1923, была отмечена современной прессой исключительно за стиль одежды, а не за ее картины. Она ярко пропагандировала мужской стиль, нося брюки во всех случаях, даже в тех, которые еще не считали приемлемыми в 1920-ых. Пресса писала, что она ультрасовременна и ее переодевание в одежду другого пола - не более, как художественная оригинальность.
На портрете Брукс изображена в накрахмаленной белой рубашке, шелковом галстуке и длинном черном пальто. Правой рукой она держит мужскую шляпу.
Брукс рисовала это «мужское снаряжение» с тем же вниманием, что и пляжные зонтики и страусиные перья "La Belle Еpoque».
Глюк изображена хладнокровной и спокойной, как бы настаивая на том, что она - серьезный художник. Ее внешность является настолько гермафродитной, что трудно идентифицировать ее как женщину без помощи названия картины. Хотя и оно дает двусмысленность изображения - Питер - мужское имя (так художница называла себя) и следом юная английская девушка (женский род!).

Брукс была прекрасным портретистом, который знал, как показать внутреннее существо своей модели. Ее работы не только замечательные примеры современной портретной живописи, но и редкий материал для того, чтобы понять европейское общество в начале 20-ого столетия.
В воспоминаниях Барни пишет, что однажды героиня одного из портретов, увидев свое изображение, упрекнула Брукс: "Вы не украсили меня", на что Брукс тут же ответила: "Я облагородила Вас!"
Все же Брукс не всегда облагораживала своих героинь. Поразительный пример - ее портрет Эльзы де Вольф.



Ромейн Брукс Портрет Эльзы де Вольф 1920 г.

Она нарисовала де Вольф палитрой «бледного фарфора», в не совсем белых, но и не в розовых, платье и шляпе, напоминающей ночной колпак. Белый керамический козел, помещенный на столе рядом с локтем, как будто, копирует ее жеманное выражение лица.

Брукс не приняла новейшие художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эпохе символизма, по манере была близка в своей портретной живописи к Эдуару Мане и Уистлеру. Критики считают, что влияние иллюстраций Обри Бёрдслея, сказалось на ее портретах Иды Рубинштейн.
Художница оставила портреты дам прекрасной эпохи, своих возлюбленных, часто в мужской одежде (как одета и она сама на автопортрете 1923 г., вероятно, самой известной своей картине).
Никогда Брукс не была более честной, как автор, чем в своих автопортретах, и особенно в автопортретах 1905 и 1923 годов.




Ромейн Брукс Автопортрет 1905 г.
Ромейн Брукс Автопортрет 1923 г.

Автопортрет 1923 года имеет мрачный тон. Брукс изобразила себя в сделанном на заказ по собственному эскизу пальто для поездок, перчатках и цилиндре. Позади нее - разрушенное здание в сером и черном тонах. Единственные яркие пятна - помада и красная лента Почетного легиона, которую она носила на отвороте, напоминают картину «Крест Франции».

Не будучи вынужденной продавать свои работы, чтобы поддержать себя финансово, она рисовала свои картины «почти резкими в их честности» - темные, приглушенные цвета серых тонов рождены под влиянием творчества Джеймса МакНелла Уистлера и собственного несчастного детства.
"Моя мертвая мать стоит между мной и жизнью" - сказала художница в 1958 году.
Это был внутренний конфликт, рожденный эмоциональными проблемами, которые перенесли ее брат и мать, и которые повлияли на ее дальнейшую жизнь и работу.

ГЛАВА 7. ОТ УСПЕХА К ЗАТВОРНИЧЕСТВУ.

В 1925 прошли ее выставки в Лондоне, Париже, и Нью-Йорке. После 1925 Ромейн почти не занималась живописью, после 1935 прекратила заниматься и графикой.
В этот период Брукс нарисовала только четыре картины, включая портреты Карла Ван Вечтена в 1936 и Мюриэля Дрепера в 1938.



Ромейн Брукс Портрет Мюриэля Дрепера 1938 г.

Тем не менее, в 1930 Брукс начала ряд более чем 100 рисунков людей, ангелов, демонов, животных, и монстров, сформированных из непрерывных кривых линий.
В рисунках 1930-х, используя "непреднамеренную" технику, напоминающую автоматический рисунок, Брукс заметно сблизилась с сюрреализмом А.Массона.
Она говорила, что «начиная линию, она не знала, куда она пойдет», и что рисунки "развиваются от подсознательного».




Ромейн Брукс Идиот и ангел 1930 г.
Ромейн Брукс Отъезд 1930 г.




Ромейн Брукс Руки 1930 г.
Ромейн Брукс Хозяйка свиньи 1930 г.

В 1937 году Брукс покидает Париж и переезжает в Италию, на виллу возле Флоренции. Италию она всегда считала своей родиной, но к тому времени там уже пришел к власти фашиствующий Муссолини. В 1940 году, убежав из оккупированной Германии Францией, к ней присоединилась Барни.

После того, как Вторая мировая война закончилась, Брукс отказалась возвращаться в Париж с Барни, говоря, что она хочет "возвратиться к живописи", но фактически после войны она оставила искусство. Она потеряла интерес к продвижению собственных работ на выставки, оставив за Барни право размещать ее картины в галереях.

Начиная с 1950-х годов, Брукс не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, практически не виделась с людьми, страдала от паранойи.
Брукс написала автобиографию "Неприятные воспоминания", которая никогда не была издана. Биография художницы «Между мной и жизнью» была написана Мерил Секрест вскоре после ее смерти.

Барни продолжала часто посещать Ромейн, но к середине 1950-ых она должна была останавливаться в гостинице, встречаясь с подругой только на завтраке, поскольку та не пускала ее к себе в дом. Брукс все время боялась, что кто - то украдет ее картины и рисунки и что ее шофер планирует ее отравить. В 1965 в письме Барни Ромейн предостерегала подругу, чтобы та не сидела на скамьях в ее саду, поскольку деревья питаются ее жизненными силами: «Деревья - наши враги, они высасывают мои силы». В следующем году Брукс полностью прекратила общаться с Барни, оставляя без ответа ее письма и отказываясь открыть дверь, когда Барни ее навещала.

В последние годы жизни Брукс обосновалась на юге Франции в Нице, где и умерла в 1970 в возрасте 96 лет. Похоронена в Нице на кладбище Пасси.
Интерес критики к творчеству Ромейн Брукс возродился в 1980-х годах, а затем усилился под воздействием феминизма.
Материалыв основном отсюда

отсюда,из википедии ,
и отсюда

женщина, художник

Previous post Next post
Up