продолжая тему анатомии в живописи
Строение тела человека, а также принципы функционирования внутренних органов всегда интересовали самых разных представителей цивилизации. От врачей до убийц. Уже первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов. Древнеегипетские и греческие, римские и китайские ученые оставили после себя великое множество трактатов по анатомии и теорий функционирования человеческого тела. И этой наукой заинтересовались уже не только врачи и убийцы, но также и художники.
Нравы эпохи Средневековья с их тотальной религиозностью, конечно же, осуждали “копание” в теле человека. Поэтому анатомия к 15-му столетию превратилась в явление ритуальное и абсолютно ненаучное. Но эпоха Возрождения дала анатомии второе рождение.
А началось второе рождение анатомии с художественного интереса Леонардо да Винчи к телу человека, который вскоре перерос в серьезный научный интерес.
Леонардо одним из первых в Европе стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Он впервые правильно изобразил различные органы тела, став основоположником пластической анатомии. Но если Леонардо в своих исследованиях человеческого тела стремился быть скорее ученым, чем художником, то далеко не все его последователи придерживались того же пути.
В результате, анатомические исследования 15-16 столетий щедро иллюстрировались рисунками, которые вряд ли можно считать произведениями строгого аналитического ума…
Труп, держащий в одной руке свою кожу, а в другой руке - нож для рассечения, - это одно из самых популярных изображений в анатомических рисунках того времени.
Анатомы и художники тогда стремились максимально естественно изобразить “объекты” своих исследований. Поэтому изображение, например, скелета, “пританцовующего” на фоне городских домов, было вполне распространенной практикой
А вот рисунок трупа, который “любезно” держит табличку с пояснениями о долях собственного мозга:
Еще один..с пояснениями
Беременные женщины
Мышицы...
Не брезговали тогдашние исследователи человеческих тел и изображением себя любимых на фоне “объектов” своих исследований
эта фото-начало 20 века