Японские кладбища. Кладбище при храме Jyomyoin. Культ Дзидзо

Aug 01, 2013 20:20

Для того, чтобы начать разговор о японских кладбищах, нужно познакомиться с теми, кого называют Дзидзо - они встретятся вам не раз.



Дзидзо, или, как их именуют в Японии, О-Дзидзо-сама, - это заимствованное из буддизма божество, бодхисаттва в облике монаха; это тот, кто достиг просветления, но отказался быть Буддой, пока не спасутся все и каждый. Прежде всего это покровитель матерей и защитник умерших или нерождённых детей.
Дзидзо можно встретить в Японии абсолютно везде: в храмах, вдоль дороги (существует поверье, что они помогают путникам), но больше всего - на кладбищах, рядом с обычными захоронениями. Статуи Дзидзо редко стоят по одиночке - обычно их выстроены целые ряды. К слову, огромное множество Дзидзо в храме Хасэдэра в Камакуре, о котором недавно писала darklenz, и о котором я тоже вскоре напишу. На этом кладбище при храме Jyomyoin 84 тысячи статуй Дзидзо.
Культ Дзидзо - один из самых нежных и трогательных культов. Сами скульптуры тоже похожи на детишек: у них пухлые щёчки и добрые, улыбающиеся лица.

Дзидзо - друг и защитник, и его не следует бояться. Как хорошо написано о Дзидзо в книге Д. Хэдленда "Мифы и легенды Японии":
Дзидзо, хотя и буддийский, по существу очень японский Бог, и лучше всего можно описать его, сказав, что это Бог - покровитель бесчисленного числа женщин, стремящихся перенестись в загробную жизнь, чтобы заботиться о своих детях и после их смерти, божество, которое будет и отцом и матерью для душ их малышей. И именно поэтому Дзидзо является Богом Женских Сердец, а не предметом мелочных дебатов почтенных теологов. Изучение природы и характера Дзидзо открывает все лучшее, что есть в японской женщине, поскольку он воплощает ее любовь, чувство прекрасного и бесконечное сострадание. Дзидзо обладает всей мудростью самого Святого Будды с той лишь разницей, что Дзидзо отказался от Нирваны и не сидит на Золотом Лотосе, а стал через утонченное прекрасное самопожертвование божественным товарищем по играм и защитником детей. Он - Бог улыбок и длинных рукавов, враг злых духов и тот, кто способен исцелить раны матери, у которой умер ребенок. Есть поговорка, что все реки текут в море. Для японской женщины, чей ребенок лежит на кладбище, все реки гонят свои отливающие серебром воды туда, где ждет добрый Дзидзо.

Скульптуры Дзидзо нередко украшают детские могилки, но, как правило, под ними никто не покоится - чаще всего это лишь дань памяти. Также многие женщины, решившиеся на аборт, устанавливают статую Дзидзо, прося прощения у своего неродившегося ребёнка, и защищая таким образом его душу. Ведь души детей, верят японцы, попадают в ад за то, что причинили страдание своим родителям: дети отправляются к реке, между миром живых и мёртвых, но, чтобы пересечь её, им нужно, согласно одной версии, построить мост из речных камней, или, согласно другой версии, статую Будды, чтобы тот сжалился над ними и освободил. Но детям мешают злые демоны, которые обвиняют их в страданиях, причинённых маме и папе, и рушат их постройки железными дубинками. Но Дзидзо прячет детей в своих рукавах и прогоняет демонов.

Полностью комикс о Дзидзо, помогающем детям (с переводом), можно посмотреть здесь: http://www.venasera.ru/japan/dzidzo-%E5%9C%B0%E8%94%B5-statui-v-slyunyavchikax.html








Дзидзо существует во множестве воплощений, поэтому и статуи могут отличаться. Существуют уникальные статуи Дзидзо со своими собственными именами.









Статуям Дзидзо подносят цветы. Ёмкость с водой на могиле - затем, чтобы дух мог утолить свою жажду после долгого пути.




Очень часто можно увидеть Дзидзо одетыми передничек или в шапочку, обычно красного или розового цвета. Это - подношение родителей, так они благодарят бога за то, что уберёг их ребёнка от адских мук.





Забор и вход в храм. На табличке на входе вкратце даётся описание Дзидзо и информация о том, что здесь 84 000 его изображений.





Судя по состоянию памятников, а также по тому, что кладбище располагается на территории храма, - это старое кладбище.
Помимо скульптур Дзидзо, на каждом кладбище обязательно имеется кран с водопопроводной водой, вёдра и ковшики для ухода за могилами. На этом кладбище стоял даже автомат с напитками.







Здесь же, рядом - обычные захоронения. На каждом из них: парные вазочки для букетов, подставка для ароматических палочек и послания с молитвами.







А мне после знакомства с этой замечательной традицией вспоминается древний миф о заботе, который процитировал Хайдеггер:

Однажды, когда Забота пересекала реку, она увидела немного глины, она задумчиво подняла кусок и стала придавать ему форму. Когда она раздумывала над тем, что у нее получилось, мимо проходил Юпитер. Забота попросила его даровать тому, что она слепила, душу что он охотно выполнил. Но когда она захотела дать этому свое имя, он запретил ей и потребовал, чтобы это было названо его именем. В то время как Забота и Юпитер спорили, поднялась Земля и пожелала, чтобы этому творению было даровано ее имя, так как она предоставила для него часть своего тела. Они попросили Сатурна рассудить их, и тот принял следующее решение которое казалось справедливым. "Так как ты, Юпитер, дал этому душу, ты получишь его душу по его кончине, так как ты. Земля, дала ему часть своего тела, ты получишь его тело. Но так как Забота первая вылепила это существо, она будет владеть им до тех пор, пока оно будет жить.

pictura, reminiscence, токио, город кладбищ

Previous post Next post
Up