Naked lunch, или Скромные холостяцкие обеды в отпуске
Aug 14, 2018 12:30
1.
Раки, варёные с укропом, горяченькие (я их, привезя в кемпинг, в пиве быстро разогрел :)!.. ну и, естественно, пиво.
2.
Обед в кафе гостевого дома "Эдем" (Бугазская коса) - мидии в сливочно-чесночном соусе, рыба в кляре (оладью эту я сковырнул и не съел), овощи гриль, пиво "Новоросс".
Уже по возвращении, в итальянском кафе "Мелончелло" - сезонный салат с лисичками, черешней, домашними чипсами, ростбифом и пармезаном (отменно!), кьянти.
8а.
Там же - сезонное ризотто с лисичками, панчеттой и карпаччо из копчёной утки (и всё то же кьянти).
* * *
* * *
"...А теперь вспомним, как питались моряки. Проблема эта была одной из самых сложных и важных для мореплавателей эпохи парусного флота. И не удивительно: ведь здоровье человека во многом зависит от питания, а успех любого предприятия в первую очередь зависит от здоровья его исполнителей. Поэтому и адмиралы, и капитаны кораблей заботились о питании матросов. Например, в ходе экспедиции Васко да Гама в Индию на каждого матроса полагалось в день: шестьсот граммов свинины, четыреста граммов солонины (говядины) или двести граммов свинины, один литр воды, сорок граммов уксуса, двадцать граммов оливкового масла, а также лук, чеснок и другие овощи. В постные дни вместо масла полагались рыба, рис и сыр.
В ходе английской экспедиции на транспорте "Баунти" (XVIII век) предусматривался следующий недельный рацион питания матроса: три килограмма двести граммов галет, девять с половиной граммов солонины (говядина и свинина), по сто шестьдесят граммов вяленой рыбы и масла, девятьсот граммов гороха, двести двадцать граммов сыра и, кроме того, спиртные напитки. [Spoiler (click to open)] Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что на стыке XVII-XVIII столетий, когда в Европе получили распространение ром, коньяк, джин, водка и другие спиртные напитки высокой крепости, представители правящих кругов были встревожены ростом алкоголизма (его пагубными последствиями). Историки отмечают, в частности, что в Великобритании возросла преступность на почве пьянства, а суды функционировали, как правило, только до обеда, ибо после обеда слуги закона были настолько пьяны, что доверять им правосудие было просто опасно.
Что касается моряков, то они держали первенство по части потребления спиртного. Разумеется, это пагубно влияло и на здоровье, и на службу в целом, поэтому адмиралы искали способы если не пресечь пьянство во флоте вообще, то хотя бы снизить его масштабы.
Один из таких способов предложил в середине XVIII века адмирал Джордж Вернон. Суть его заключалась в том, что шестидесятиградусный ром заменялся неким подобием коктейля (одна треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Изобретение это было принято адмиралтейством и в общем одобрено моряками. Однако приготовление "коктейля Вернона" позволило "греть на нем руки" тем, кто заведовал матросским снабжением. Ведь чайная ложка рома, недолитая в каждую матросскую порцию, к концу плавания оборачивалась неким капитальцем. А если учесть, что деяния подобного рода совершались, как правило, коллективно (кто-то недоливал, кто-то "не замечал" недолива, а кто-то сдерживал негодование матросской массы), станет ясно, что матросы теряли не одну ложку своей законной порции спиртного.
Судя по всему, данные злоупотребления не прибавляли адмиралу Вернону популярности в среде тех, о чьем здоровье он заботился. Во всяком случае матросы английского флота дали ему непочтительно-фамильярное прозвище, в основе которого лежало одно нарушение формы. Будучи в преклонных годах, адмирал носил плащ неустановленного покроя из ткани "грограм" (grogram). Вот и придумали флотские остряки борцу за матросскую трезвость кличку "старый грог". А изобретенный им коктейль из "напитка старого грога" со временем превратился просто в грог. Очень быстро он приобрел популярность даже у людей, не имеющих никакого отношения к морской службе. Сам Бетховен в какой-то степени воспел его в своей "Шотландской застольной":
Постой, выпьем, ей-богу, еще! Бетси, нам грогу стакан! Последний в дорогу, Бездельник, кто с нами не пьет!
"Бездельники" в моряцкой среде были редкостью, и грог поглощался с великим энтузиазмом. В английском флоте его выдавали в специальной оловянной кастрюле под названием "манки" (обезьяна) из расчета пинта (поллитра) на душу.
Анализируя приведенный ассортимент и нормы продуктов, кажется, можно констатировать, что у моряков не было оснований жаловаться. Однако на практике все обстояло иначе. Прежде всего моряки в море получали лишь часть того, что было указано в продовольственных документах. И дело было не только в злоупотреблениях (хищении) или порче продуктов, но и в том, что ни капитаны, ни интенданты не знали, как долго будет продолжаться плавание. В зависимости от погоды (направления и силы ветра) время плавания могло сокращаться или увеличиваться. В последнем случае рацион питания урезался.
Пищу готовили на камбузах (матросском и офицерском), причем горячее ели не каждый день. При длительном плавании и при шторме питались всухомятку. Хлеб также пекли от случая к случаю, в основном использовались сухари.
После того как кончались свежие продукты, а их хватало ненадолго, переходили на солонину, крупы, горох и другие продукты, допускающие длительное хранение. Ассортимент их пополнялся по мере того, как обнаруживались новые, перспективные для мореплавателей виды продовольствия. Например, начали делать сухари совсем без соли, то есть избыток ее в одном продукте (солонине) уравняли отсутствием в другом (хлебе). Так появились галеты.
Хранились они в специальных деревянных ларях, куда крысам, насекомым и червям вход не был заказан. Флотские ветераны зачастую советовали новичкам есть галеты в темноте, чтобы не видеть, как они выглядят. Ко всему прочему галеты мало уступали кирпичу по прочности, поэтому моряки имели обыкновение бить ими по столу перед употреблением для того, чтобы вызвать растрескивание сухарного монолита.
О прочих продуктах, используемых мореплавателями, можно сказать, что их качество также далеко не всегда соответствовало требованиям. Документы, конечно, обязывали поставщиков соблюдать определенные условия с целью обеспечения качества продуктов, в частности, поставлять их на флот в специальных бочках (небольших по размеру) и специальных мешках. Но портовые интенданты нередко проявляли "снисхождение" (разумеется, за соответствующую "благодарность"), принимая от поставщиков продукты в больших бочках или даже в рогожных кулях. При этом морякам приходилось есть сухари, которые до них дегустировали крысы, а мясо и рыба из больших бочек при вскрытии вскоре приобретали такое состояние (вкус, цвет, запах), что есть их могли только очень голодные люди.
В корабельных баталерках могла быть и другая ситуация - мясо без червей, без тухлого запаха, но жилистое, темное, засохшее, пересоленное сверх всякой меры. По внешнему виду и твердости такая солонина напоминала дерево. Куски ее бросали в чан с водой, затем туда же залезал выделенный матрос, который ногами мял продукт, стремясь размягчить его, - сделать пригодным к употреблению.
И, наконец, при необходимости принимались меры по утилизации пищевых отходов, то есть кок собирал кости, хрящи, кожуру, очистки и варил из всего этого так называемый "потаж".
Как видим, привередливостью в пище моряки не отличались. Они ели все, "что бог пошлет". А Всевышний временами был очень скуп в своих милостях, вот и приходилось есть все, что переваривает желудок, начисто игнорируя брезгливость: кожаные детали оснастки, обувь, дохлых морских животных, крыс.
Начальник первой французской кругосветной экспедиции Луи Антуан Бугенвиль писал, в частности, следующее: "На обед мы ели крыс, и они показались нам очень вкусными". И не удивительно, ведь крыса - это все-таки мясо, а до этого спутникам Бугенвиля приходилось есть кожаные мешки для муки. Вымочив в воде, их долго варили на медленном огне, потом очищали от волос, резали на мелкие куски и подавали к столу.
Утоление жажды в ходе плавания также было сложной проблемой, ибо порча воды была обычным явлением.
Вода, вода, кругом вода, Но гибнем мы от жажды. -
пелось в морской песне той эпохи.
Для предотвращения порчи воды (для ее восстановления) использовали различные средства, в частности, деревянные фильтры специальной конструкции и отстойники-капельницы, изготовляемые на острове Тенериф из тамошнего пористого камня.
Во второй половине XVIII века начали использовать толченый уголь, затем французский химик К. Бертоле предложил обжигать бочки для хранения воды, но зато она приобрела желтоватый цвет и неприятный привкус (очевидно, вследствие растворения продуктов перегонки древесины). Впоследствии для сохранения качества воды в бочки начали помещать серебро.
И, наконец, французский врач Пуасонье де Перьер изобрел куб для перегонки морской воды, названный его именем. Он позволял получать воду, пригодную для питья, однако требовал дефицитного топлива.
В заключение отметим, что в рацион питания моряков, кроме воды и спиртного, входили различные безалкогольные напитки. Например, матросам английского флота полагался так называемый "шотландский кофе" (сухарный отвар с сахаром)".