Токио, Музей пожарной охраны и Музей игрушек (декабрь-2012)

Apr 24, 2014 11:11



Узнал, что среди чрезвычайно многочисленных токийских музеев есть в районе Ёцуя Музей пожарного дела и Музей игрушек, совсем неподалёку друг от друга. Решил съездить - благо опять же ехать недолго.

Музей находится в здании районной пожарной части Ёцуя; из метро можно войти сразу в музей. Осматривать экспозицию рекомендуется сверху вниз - подняться на лифте к буфету, оглядеть окрестности, видимо, воображая себя дозорным на каланче, а затем постепенно спускаться к первому этажу - откуда уже можно выйти на улицу (или снова подняться в буфет, съесть ещё этих мягких японских булок, да выпить чаю выпить ещё пива. Вру, всё-таки чаю - пива тут не отпускают даже членам профсоюза). А в завершение экскурсии - закупить спасательных припасов и снаряжения в непременном музейном магазинчике. Я был удивлён, что тут не было тренажёров землетрясения и пожара - в своё время я неплохо на них развлёкся в Центре подготовки к бедствиям в Икебукуро.




Здание пожарной части и музея. Вертолёт на крыше - не экспонат, конечно.



Буфет.



Осмотримся... вроде нигде не горит.









Старый Эдо был городом из дерева, бамбука и бумаги. Поэтому горел часто и сильно, одним из прозвищ Эдо было "Город пожаров", говорили также, что "пожары и раздоры - цветы Эдо".
На переднем плане каланча-хиномиягура.
(Дальше копипаста :)

В течение 267 лет между 1601 и 1867 годами, Эдо подвергся разрушениям от 49 больших пожаров. Для сравнения, в течение того же периода в городах Киото, Осака и Каназава произошло всего лишь девять, шесть и три пожара соответственно. Если же учитывать и небольшие пожары, то можно говорить о числе 1798, при этом в 17 веке - 269 пожаров, в 18 - 541 и 986 пожаров с 1801 по 1867 год. Росло население города и его благоденствие, но и число бедствий от огненной стихии также увеличивалось пропорционально. Население Эдо выросло примерно с 400 000 человек в 1640 году до 800 000 в 1693, а затем до 1 100 000 в 1721. В отличии от самураев, имевших обширные земельные владения, обычные горожане были зажаты в рамках небольших районов. Рост населения вывел плотность застройки и проживания людей на небывалый уровень. Люди обитали в изношенном жилье, основными строительными материалами для которого были дерево и бумага.

Великий пожар Мэйрэки, ставший самым опустошительным в истории, произошел 2 марта 1657 года и унес жизни 107 000 человек. Существует легенда, что пожар начался в ходе церемонии сжигания "несчастливого кимоно", которое принадлежало по очереди нескольким юным девушкам, скоропостижно умершим от непонятной болезни. Искры от горящего кимоно якобы подожгли храм, где проходила церемония, а с храма огонь перекинулся на другие дома. Эта легенда дала пожару другое название, "пожар из-за фурисодэ" (振袖火事 фурисодэ кадзи, фурисодэ - нарядное женское кимоно с длинными рукавами ).

Другая легенда рассказывает об Осити - 17-летней девушке, жившей в Эдо в конце 17 века. Она до сих пор является самым известным поджигателем в Японии. Осити была дочерью торговца овощами. Однажды, во время пожара, она укрылась от огня в замке Эдо и там встретила монаха, в которого влюбилась до безумия. Поскольку они находились на разных уровнях социальной лестницы, им не суждено было встретиться. Тогда она решила устроить новый пожар, чтобы хоть ненадолго увидеть свою любовь. Пожар, который она устроила, выжег большую часть Эдо в 1682 году, за поджог Осити была приговорена к смерти и казнена. Из-за юного возраста и красоты, жители Эдо чувствовали к Осити симпатию. Ее история была позднее поставлена в театре кабуки, ей посвящали гравюры и стихи.

В начале периода правители сёгуната учредили защиту замка Эдо от пожаров в ветреные дни, когда вероятность поджога резко возрастала. При этом защите кварталов, где проживали обычные горожане, не уделялось практически никакого внимания. Со временем влияние горожан росло, и восьмой сёгун Токугава Ёсимуне (1684-1751) распространил противопожарные меры на весь Эдо.

[Очень Много Букв про историю эдосских пожарных... Интересно, рекомендую прочесть (нажать). Текст не мой]
Частые повторения больших пожаров вынудили власти создать первые противопожарные формирования, которые назывались "хикеси". Пожарные подразделялись на "буке хикеси" (пожарные - самураи) и "макихикеси" (пожарные - горожане). Самураи буки хикеси дополнительно подразделялись на "даимё хикеси" (daimyō hikeshi,大名火消), бывшими благородными землевладельцами и "дзёбикеси" (jōbikeshi, 定火消), самураи хатамото, служившие и подчиняющиеся лично сегуну. Основным методов борьбы с огнем был снос строений, окружающих горящее здание для предотвращения распространения огня. Во времена эры Мейва использовался деревянный ручной насос, называемый "рюдосу" (ryūdosui, 竜吐水), что в переводе означало "дракон, разбрызгивающий воду", однако его применение было ограничено отсутствием постоянного водоснабжения (о столичных проблемах с водой я писал тут).

...вплоть до восстановления императорской династии в 1868 году, ручной снос зданий профессиональными пожарными, среди которых основными были верхолазы, оставался основным способом борьбы с пожаром.

Даимё хикеси

Даимё хикеси были организованы в 1643 году, через два года после пожара Оке-мати, как форма обязательной регулярной противопожарной службы для благородных землевладельцев. До этого, благородные самураи отправлялись на решение противопожарным задач после спонтанными приказами, выпускавшимися после разрушительных пожаров. Другие формы даимё хикеси (противопожарной службы) включали:

"сёсё хикеси" (shosho hikeshi, 所々火消), локальные пожарные, которые были ответственны за объекты, считавшиеся особо важными для сёгуната - мавзолеи, храмы и зернохранилища;
"хогаку хикеси" (hōgaku hikeshi, 方角火消), позиционные пожарные, отвечавшие за отдельные подразделения Эдо;
"какудзи хикеси" (kakuji hikeshi, 各自火消), индивидуальные пожарные, которые должны были участвовать в тушении пожаров в местности, окружающей резиденции.

Дзёбикеси
Дзёбикеси были организованы в 1658 году, через год после великого пожара Мэйрэки. Хатамото (самураям, служившим сёгуну) было предписано служить пожарными в прямом подчинении сёгуната. Они базировались в домах, оснащенных пожарными каланчами, называвшимися "хиномиягура" (hinomiyagura, 火の見櫓). Также они нанимали профессиональных пожарных, называвшихся "гаен" (gaen, 臥煙). В начале было организовано четыре пожарных команды. Позднее число колебалось от максимума в 15 команд до минимума, составлявшего единственную команду в самом конце периода Эдо. Количество зависело от военных и финансовых возможностей сёгуната, а также от боеготовности макихикеси, городских пожарных.

Макихикеси
Когда власть перешла к восьмому сёгуну Токугаве Ёсимуне, задачи пожарной охраны были распределены между даимё хикеси, дзёбикеси и танабикеси (tanabikeshi, 店火消, наемные пожарные). Последние были пожарными-горожанами, купцами и ремесленниками. Даимё хикеси и дзёбикеси были опытными пожарными, однако они практически никогда не интересовались пожарами, происходившими в районах, населенных горожанами, в то же время, танабикеси были не более чем бандами любителей, которые часто убегали от устрашающей стихии огня.

В 1720 году Токугаве Ёсимуне учредил службы макихикеси. Он поручил городскому смотрителю Ооке Тадасуке организовать новые противопожарные подразделения, которые будут способны по-настоящему защитить городские кварталы от пожаров. Согласно новой системе, каждый город должен был призывать пожарных из числа местных жителей. На западе реки Сумида было сформировано 48 подразделений. Каждое из них, за исключением четырех, было обозначено определенной буквой хираганы (хирагана - японская азбука, основной компонент письменности).

В Хондзё и Фукугаве, на востоке реки Сумида было сформировано еще 16 команд. Каждое подразделение имело свой собственный матои (matoi, 纏)- выполнявший функцию флага, а также униформу. Внутри группы царило взаимопонимание и поддержка, однако соперничество и вражда между разными командами были обычным делом. В 1730 году эти пожарные подразделения были реорганизованы в группы большей численности для улучшения эффективности борьбы с пожарами.

Несмотря на то, что изначально зоной ответственности макихикеси были населенные городские зоны, их боеготовность и возможности борьбы стали общепризнанными, и позднее их привлекали для борьбы с огнем на принадлежащих самураям объектах, а иногда даже и в замок Эдо. Со временем, к окончанию феодального периода Эдо, они стали основной силой пожарной охраны, а численность буке хикеси к этому времени значительно сократилась.

Экипировка
Для защиты тела от огня пожарные Эдо одевали тяжелые, многослойные одежды. Перед тушением их смачивали водой. Отделка и символы на одежде служили для идентификации пожарной команды, к которой принадлежал владелец. Со временем украшения утратили только лишь практическое значение, стали более декоративными. В настоящее время кимоно пожарных эпохи Эдо является предметом коллекционирования, наряду с самурайскими мечами или нэцке.

Помимо кимоно, пожарные были защищены головными уборами, брюками и перчатками - все было сделано из толстого, многослойного хлопка. Как уже упоминалось, главным отличительным знаком пожарной команды был матои. Похожий на фонарь, этот предмет сложной формы служил не только как опознавательный знак, но и для коммуникаций, подобно флагам на кораблях.

Документ 1738 года указывает численность в более чем 11,000 пожарных в Эдо при населении примерно в один миллион жителей. К 1850 году их численность была уже 24,000. Репутация хикеси среди населения была неоднозначной. С одной стороны, они заслуживали всяческого уважения за свою работу и храбрость, а с другой их считали дикими работягами, буянами и пьяницами. Макихикеси были выходцами из нижних слоев общества и находились под командованием самураев и купцов. Это культивировало грубые манеры и язык. Пожарная служба вырабатывала групповое мышление, которое выражалось многими способами. Одним из них был "хиромоно" - японская татуировка. Это был способ продемонстрировать свое мужество и солидарность с товарищами по службе. Хиромоно позволяли идентифицировать пожарную команду, к которой принадлежал их носитель.



Японский пожарный. Фото Фелис Беато

Повторю, это всё с http://fire-truck.ru/encyclopedia/istoriya-pozharov-i-pozharnogo-dela-v-yaponii-period-edo-1600-1868-godyi.html - и там ещё кое-что.






Брандмейстерский доспех, о нём в прикрытом тексте подробнее.





Матои - хоругви пожарных дружин. Они достаточно тяжёлые - я в своё время пробовал их на вес в Музее истории Эдо - Токио:




Хиномиягуры

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг -
На север,
На юг,
На запад,
На восток,-
Не виден ли дымок.
(С.Маршак)



Большой пожар на картине.





Дружина на марше.



Снаряга.



Ну, в наши-то дни она немного другая...



Лестница.





"Варум зи медхен либен ди зольдатэн? Дарум зи хабен бомбен унд гранатен!" Это гранаты. Бывают гранаты зажигательные, а эти - э, тушительные. Ими закидывали огонь - не знаю, вероятно, внутри какая-то противопожарная химия.



Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперёд
Команда удалая...
(С.Маршак)



А напротив конной повозки, для контраста, - тренажёр пожарного вертолёта, можно полетать, -



и собственно вертолёт



"скорая"



и машина с лестницей... полмашины, часть нарисована для экономии места. Зато в кабине можно посидеть, понажимать кнопочки. Мальчик в пожарном доспехе - не чучелко, а юный посетитель музея. Может быть, будущий пожарный. Видал я как-то упражнения пожарных - артисты, да и только! (Там на сайте про историю пожарного дела в Токио есть фото).



(вот фото с этого самого сайта)



Дальше машины старые. Хорошая коллекция.















Сказано, когда с трафиком в столице было совсем плохо - гигантские пробки, забитые дороги, - пожарные мотоциклы здорово выручали. Сейчас-то и слово такое забыто - "пробка". Ну, почти. Ну, бывают гигантские, многочасовые, страшные пробки - в праздники, на дороге к разным популярным местам типа Фудзи, Хаконе, Камакуры... Так что и теперь, наверное, у пожарных не только вертолёты есть, но и мотоциклы. А в городе пробок практически не бывает, потому что есть скоростные магистрали (на эстакадах), компьютерный контроль трафика, и неправильно припаркованных машин нет.



Магазинчик. Это не просто еда, это аварийные пайки. Некоторые банки саморазогревающиеся, некоторые - "просто добавь воды", есть калорийно-витаминные плитки - все вещества, какие необходимы организму, в виде концентрата. Кстати, даже довольно вкусно.



Ещё - готовые, полностью собранные аварийные сумки, пожарные сигнализаторы, санитарные пакеты, держатели для мебели и прочих телевизоров на случай землетрясения, всякие резаки, прочные шнуры (из окна спускаться), термоизолирующие накидки, одноразовые респираторы и многое другое. Вообще все знают, как действовать в случае чего, везде есть эвакуационные схемы (бежать предлагается обычно на кладбища, там сравнительно безопасно - нечему на голову падать). И практически у каждого есть дома аварийный набор. У меня тоже был. В сокращённом варианте.

В общем, пожарный музей посмотрели - идём дальше...



Выйдя из музея, лениво бреду по Синдзюку-дори (а затем по боковой улочке) и бездумно щёлкаю клювом камерой. Как я уже объяснял - стиль 随写真 или 随光 (дзуй-сясин или дзуйко: - "следуя за фото", как 随筆 - "дзуйхицу", следуя за кистью (эссе "что вижу - о том пою", записки в стиле "поток сознания"). К слову, о щёлканьи. Все электронные камеры, продаваемые в Японии, должны, по закону, издавать некий звук при съёмке (имитация щелчка затвора обычно). Это чтобы тайком не снимали, особенно вид снизу, из-под юбки :) И почему-то часто говорят, что переключить их в silent mode не выйдет. Враки, я покупал в Японии все три своих камеры, и у всех спокойно отключил звук. Из-под юбки не снимаю, но и привлекать внимание к себе не хочу.















А вот и старая школа, в которой расположен Музей игрушек.





По правде говоря, экспозиция очень сильно уступает, например, Пражскому музею игрушек...





Зато тут можно играть!







Затем я отправился в Асакусу












...там пообедал


- а затем выкупался в чудесной "Дзякоцу-ю" -



...и, для окончательного удовлетворения, выпил пива и сётю в любимой забегаловке-якитории с мебелью из ящиков от бутылок, поел вкусных кусияки



- а в такие дорогие ресторации я не хожу, нет!



- и отправился домой. Правда, по дороге, у станции метро, в самом конце улицы Каминаримон-дори, сделал ещё остановочку в баре "Ками-я" - это знаменитый (и дорогой!) бар, первый в Токио "чисто европейский", и подававший европейские же напитки и кушанья (ну, адаптированные), а также знаменитый своим особым, фирменным, ликёрным бренди "Дэнки-Бран" (電気ブラン), смесь бренди, джина, вермута и настоев трав (по вкусу несколько смахивает на "Ягермайстер") то есть "Электробренди". В отличие от жутковатых электрованн "дэнки-буро", этот напиток вовсе не дёргает током, это крепкий сладкий настой, довольно приятного вкуса. Просто слово "дэнки" (электричество) в эпоху Мэйдзи вошло в моду, и им называли что ни попадя :) Как сейчас всякие "нано" и "кибер". Это питьё продаётся постопочно, в коктейлях и навынос бутылками из окошка - и я выпил стопку, выпил две, закружилось в голове и взял фляжку этого конкокта для следующей поездки...




музеи, фотографии, Токио, прогулки, Япония

Previous post Next post
Up