Уже многовато времени прошло, а я никак не выложу отчёт. Уж после этой прогулки три других было - и всё никак... Надо собраться.
Итак, в позапрошлые выходные, в субботу декабря 10 дня, я отправился в Сугинами; это на западной окраине Токио (повторю в очередной раз, что говорить о географии Токио несколько сложно - если Москва, за исключением нескольких грыж, более-менее обозначена колечком МКАД, то Токио, даже по сравнению с прожектом расширения Москвы на Запад, всё равно куда больше и расплывчатее. "Кольцо" есть и у Токио - скоростная кольцевая автострада, плюс кольцевая линия электрички Яманоте, плюс почти-кольцевая линия метрополитена Оэдо... при этом и Окутама, гористая и лесистая местность в паре часов от центра на электричке, например, и острова архипелага Идзу - это тоже Токио.
В общем,
я на метро проехал две остановки до станции Эбису, там пересел на кольцевую электричку линии Яманоте, и приехал в
Сибуя - это одна из крупных узловых станций Токио, знаменитая больше всего тем, что именно тут верный пёс
Хатико девять лет ждал своего хозяина; тут назначают встречи влюблённые, у памятника верному Хатико (некоторые, кстати, ошибочно думают, что Хатико был сукой, потому что окончание "-ко" типично для женских имён; но тут (ハチ公) оно означает что-то вроде "князь". Восьмой Князь, примерно (он был восьмым в помёте). Кроме памятника (он восстановленный - во время войны оригинал переплавили, пустив металл на военные нужды, но потом памятник был восстановлен), тут есть акита-ину, изображённые на здании станции, у выхода, который так и называется "Ворота Хатико". Собственно, я мог и не выходить на улицу, но как-то так сложилось, что до сих пор я ещё не бывал у этого знаменитого памятника...
Чему посвящена скульптура с играющими младенцами, я не знаю. Осмотрел площадь у станции, сел на частную линию Кейо-Инокасира, и вскоре выходил на станции
Эйфуки-тё.
Первая достопримечательность открывается сразу же на выходе - маленький ресторанчик через дорогу. Вроде бы ничего особенного, обычная лапшичная? А присмотритесь. Во-он люди сидят на лавочках... Это очередь, причём до открытия ресторанчика ещё с четверть часа. Впрочем, очередь останется тут весь день; это "Тайсё-кен", знаменитый ресторан, где готовят
рамен по-токийски. И можете мне поверить: если в Японии, да ещё далеко от центральных районов, да ещё не в обеденный перерыв и не в пятницу или субботу вечером, в ресторан стоит очередь минут на сорок - то вернее рекомендации быть не может; в чём я и убедился позже, когда вернулся на станцию. Если вы ели рамен в обычном ресторане, или тем более из стирофомового стаканчика, - вы не знаете, что такое рамен :) Я вообще-то не люблю лапшу - только домашнюю куриную, да потолще, или гречневую лапшу соба - но тут было правда очень вкусно :)
Пошёл по довольно длинной торговой улочке; вскоре меня стали обгонять довольно мелкие (где-то 6-10 лет) детишки в большом количестве. Целую толпу их я увидал возле магазинчика "7-11" - под навесом они, под руководством пары тётушек, месили тесто и лепили вкусные сладковатые, клейкие колобки, некоторые из которых были посыпаны желтовато-коричневой пудрой, а некоторые - политы вареньем из красных бобов
адзуки. Я, нарушая все диеты, купил коробок (и впоследствии с удовольствием съел его в парке на лавочке, запивая саке).
Наконец, улочка кончилась; я оказался у буддийского храма
Дайен-дзи. Это довольно старый храм: в 1603 году был построен в Акасаке по приказу сёгуна
Токугавы Иэясу; после пожара в 1640 году он был перенесён в Сиба, где пользовался покровительством лорда Симадзу из клана Сацума - в храме до сих пор хранятся подаренные им статуи
дзидзо. Наконец, во время начавшихся притеснений буддизма в эпоху
Мэйдзи, храм был опять перенесён - на его нынешнее место.
Осмотревши храм, я вышел на улочку, пересёк другую на перекрёстке, и вскоре увидел сосну, украшенную священным вервием и синтоистскими зигзагообразными полосками из белой бумаги:
Сосна эта зовётся "Осёдланной сосной"; некогда
Минамото-но Ёриоси, знаменитый воитель хэйянской эпохи из клана Минамото, дома Гэндзи, во главе войска направлялся в северную Японию на очереднуйю войну. У этой сосны (точнее, думаю, у её предка) он сделал привал. Отдыхая, он смотрел на небо, и вдруг увидал облако, разительно напоминавшее эмблему клана Минамото (Гэндзи) - "саса-риндо", то есть побеги бамбука и цветки горечавки, эту эмблему и сегодня можно очень часто увидеть везде, даже на канализационных люках, - Ёриоси решил основать здесь святилище в честь бога-воителя Хатимана, покровителя дома Минамото.
Много позже сын Ёриоси,
Минамото-но Ёсиие, также остановился тут, и, чтобы дать коню отдохнуть, повесил своё седло на ветвь сосны. Прежде она была на территории святилища, которое было весьма обширным, но в наши дни территория его сильно "усохла"...
Но вот и тории - ворота святилища. Я был настроен на тихую прогулку по аллеям (роща на территории Омия Хатиман-гу считается национальным памятником природы), но тихой прогулки не вышло: тут были толпы людей, звучала музыка, рядами стояли палатки. Оказалось, я попал сюда в день праздника. Пока что был этап обжорства: в палатках, по очень низким (для Японии) ценам продавали всевозможную снедь, в некоторых - цены не было вовсе: кладёшь сколько не жалко в коробочку для пожертвований, и получаешь порцию. Многие жадничали: бросали по пятьдесят-сто иен; я, однако, постеснялся и дал пятьсот :) - то есть примерно 6 долларов :) Тут же продавались "разные нужные мужикам товары", как-то: головные уборы, сумки, игрушки, а также были некоторые аттракционы (дети бумажными лопатками пытались поймать в корыте рыбок; пойманные выдаются в полиэтиленовом пракетике). Я поел варёных рыбных фрикаделек, якитори и несколько печёных каштанов. Кое до чего не добрался: до свиных рёбрышек с гриля и местного традиционного супа с овощами, потому что и там и там были огромные очереди, а мне не хотелось терять время. Так что, вытерев руки, я принялся осматривать территорию; рассмотрел пару больших деревьев гинкго у входа во двор святилища (слева - девочка, справа - мальчик, то есть женское и мужское деревья), главное здание и хранилище микоси (переносных святилищ таких); хранилище, однако, стояло пустым. И тут загремели барабаны.
Я бросился назад, на подходную аллею, и успел вовремя: середину аллеи расчистили, натянули канаты, - готовилась процессия. А на небольшой сцене уже вовсю старались барабанщики - были там старик и девушка, но в основном это были мальчишки, из которых младшему, пожалуй, только-то года три с чем-то было; но как же они все старались! Это было просто улётное зрелище. Потом началась процессия...
После этого я покинул святилище и через парки Вадабори-коэн и Земпукудзи-гава-коэн (к северу от Хатиман-гу) прошёл до места, где было обнаружено древнее поселение; по окончании раскопок тут соорудили бетонную копию древней хижины, а главный раскоп поместили в укрытие. После этого я не без труда нашёл спрятавшуюся в переулочках небольшую баню -
Юйя-вагокоро-онсен. На меня там посмотрели с удивлением: ишь куда занесло гайдзина... Купальня оказалась приятная, с гидромассажем, сауной и ротембуро (ваннами во дворике); правда, источник тут, наверное, не очень мощный - тёмно-бурой водой "куро-ю" заполнены всего два "гоэмон-буро" - одноместные ванны в виде котла, названные в честь "японского Робин Гуда", разбойника
Гоэмона; по самой распространённой версии предания о нём, он был сварен живьём вместе с маленьким сыном, причём держал ребёнка над головой, пока сам не сварился (далее в одном варианте ребёнка простили, в другом - дали довариться).
Ну, а потом вернулся тем же путём - по дороге отведав (не доев, больно миски большие) знаменитый рамен, а также посмотрев на новую люстру в Эбису - подарок от ромовой винокурни "Баккарди" :)
Пропустил в тамошней Ebisu Beer Station кружечку превосходного "Эбису кохаку" (янтарного), и поехал спать :)
А теперь - видео!
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view