ТЕПЕРЬ И БЕЗ БОЛЬШИХ КАРТИНОК! МОЖНО СПОКОЙНО ЛЕЗТЬ ПОД КАТ ЧИТАТЬ!
Итак, первый раз (в позапрошлую субботу) у меня не сложилось; несмотря на совершенно тропический бивень, все билеты были проданы заранее, и все их купившие пришли.
Зато в прошлое воскресенье я ехал в Митаку уверенно, с многостраничным (как на самолёт) билетом. Стояла жара, +27. Я немного задержался в Уэно, в музее истории района, и успел впритык; почти впритык - хватило времени зажевать пирожок с сосиской из "французской булочной" и выпить баночку пива.
В музей (
http://wikimapia.org/#lat=35.6962077&lon=139.5706049&z=19&l=1&m=a&v=2) меня пустили даже до указанного в билете времени; первым делом я отправился в кинозал, поскольку успел заметить сообщение, что два сеанса после пяти вечера отменены - то есть после пяти на оставшиеся сеансы будет вообще толпа. Да, собственно, и на тот сеанс, на который я попал, народу собралось много - были заняты все сидячие места, все ступеньки, и сколько-то зрителей смотрели мультфильм стоя.
В музее демонстрируются специально для него сделанные фильмы, которые больше нигде не показывают. На афишах - штук восемь таких. Да, среди них есть уже легендарный "Мэй и Котобусёнок", но увы - в "мой" день показывали очень нравоучительный мультик про
Вежливую Девочку. Она отправилась погулять за городом, взяв с собой огромный рюкзак (там была сухая лапша, спиртовка, чайник, спальник, книжка, всякая туристическая мелочь, а ещё - огромное количество яблок). Сойдя с шоссе, девочка сразу увидала маленького заброшенного каменного Будду (возле которого валялись в траве пустые бутылки, банки и пакеты). Она оставила перед изваянием яблоко, поклонилась и сказала "Аригато!". После этого она повторяла такое действие везде, где можно было заподозрить присутствие ками: у алтариков на перекрёстках полевых дорог, у разрушенного мостика (под которым плавала гигантская рыба), у водопадика, у заброшенной лесной избушки, у входа в лес... И всякий раз - как только она отправлялась дальше - за её спиной слышалось довольное чавканье (но как чавкал Будда, такого не было). Несколько раз показали руки духов, забирающих подарок. А в домике, где, как оказалось, жили жуки, мокрицы и сороконожки размером от кулака до большой овчарки, девочка выделила им пакет сухой лапши и пол-яблока, прочертила вокруг своего спальника круг - и вся эта фауна почтительно столпилась с внешней стороны круга, не беспокоя сон доброй девочки :) Во время дождя она поправила проседавшую гнилую крышу, и избушка облегчённо вздохнула. На прощание оставила яблоко - и его подобрал Хозяин, похожий на медведя с огромными лосиными рогами; после чего Хозяин подарил ей большую торбу грибов, ягод и прочих даров природы Видите, дети, как хорошо чтить традиции и ками!
Симпатичный мульт, конечно, но - "не тот". Из тех, с плакатов, я три мульта особо хотел бы посмотреть, но - уж как вышло. Кстати: билетами служат оправленные в паспарту кадры из фильмов студии. Мне достались три кадрика, где Тихиро пытается уговорить Юбабу принять её на службу в купальни духов :)
Затем стал осматривать сам музей. Увы, фотографировать в нём строжайше запрещено, и смотрители ходят просто толпами - бдят. И мобильники велено отключать. Безумно жаль, потому что интерьеры очень интересные, в стиле, собственно, миядзакиевского "сказочного паропанка" (ну, как в "Лапуте", "Шагающем замке Хоула" - кстати, книжка оказалась гораздо интереснее фильма, - и др.) Даже пожарные щиты выглядели волшебно: топорик и багор, красиво оформленные, с очень красивыми деревянными рукоятями, повешенные накрест в кожаных, явно ручной работы "кобурах", под изящным серебристым пожарным шлемом с гербом, и даже огнетушитель внизу пожарного щита (который выглядит как рыцарский) - в особом кармашке, придающем огнетушителю нездешний вид :) Ещё я забрёл в дамский туалет, приняв его за очередной зал музея :)
В зале "постоянной экспозиции" самый интересный экспонат - стробоскопическая карусель. Рядом на витринке стоят персонажи фильмов Миядзаки (в основном из "Тоторо" и "Ведьминской службы доставки"), в разных позах; такие же расставлены на карусели так, что при мигании стробоскопических ламп создаётся полнейшая иллюзия, что эти куколки прыгают, вертятся, машут руками, котобус бежит и т.д.
Временные экспозиции сейчас посвящены рыбке по имени Ванда, тьфу, Понзо, - точно не пойлу смотреть, разве что по телику покажут, - и "Уоллесу и Громиту".
Потом самое интересное - "студия". Там пара кабинетов "для вдохновения": Миядзаки собирал там всякую всячину, которая и давала вдохновение ему и другим сотрудникам. Тут бронзовая модель подводной гребной лодки, в разрезе, совершенно изумительно сделанная, я бы любовался часами; и старинный глобус; и сундук с "сокровищами" (а поверх "сокровищ лежит маска Безликого из "Унесённой призраками"); и какие-то карты, и куклы, и альбомы цветов, пейзажей, замков и прочего; горы (буквально горы, а не стеллажи или полки) книг, среди которых сидят на корточках несколько странных человечков и как бы изучают эти драгоценные завалы; картины, раковины, - словом, чего только нет. Отдельно стоит красивый полированный комод с освещённой изнутри сценкой из "Ёжика в тумане" Норштейна (где позади потерянного Ёжика крадётся Филин). Оказывается, Миядзаки считает норштейновского "Ёжика"величайшим анимационным фильмом в истории, и он его особенно вдохновлял на "видение волшебного". Например, он говорил сотрудникам, что мечтал сделать сцену с волшебным деревом в "Тоторо" столь же впечатляющей, как и сцена с Большим Деревом в "Ёжике", и говорил, что - не вышло.
Кстати, Миядзаки-старший ведь создал новую студию и продолжает работать. Но все свои "вдохновлялки" оставил в музее. Там же остались большой чайник (на фото показано, как, засиживаясь над очередным фильмом, студийцы дули из него чаи), альбомы с образцами красок и сами краски (сейчас работают на компьютере), и многое другое.
Отдельного разговора заслуживают рабочие материалы; тут эскизы, фотографии мест, которые стали прототипами ландшафтов и зданий в картинах студии, раскадровки, варианты облика персонажей... Удивительно интересно.
В сувенирном магазине (неизбежной части почти всех японских музеев) я долго облизывался на футболки с картинками из мультфильмов и на фигурки героев, особенно на бегающего Маленького Тоторо с узелком :) - а также на сборную модель "Сессны" Порко Россо, на лапутянского робота... но вот только стоило всё это просто неприлично дорого. Футболку за 110 долларов для ребёнка? Слуга покорный! Пару носочков-таби за 35 или 45?.. когда в обычном магазине носочки (ну, конечно, не с Тоторо) стоят максимум 20?..
Потом посмотрел на огромный меховой котобус (в зальчик. где он помещён, пускают только детей до 10 лет, так что мне не удалось заглянуть ему под брюхо и проверить, столь же мужественна эта копия, как и котобус в фильме, или нет. И фото сделать не дали! и ладно бы только мне, - а там ведь ползало больше дюжины детишек, небось и им, и родителям хотелось бы фото с котобусом; но шиш. В этом зале было ПЯТЬ смотрителей: четверо по углам и один ходил вокруг Котобуса.
Снаружи музея снимать можно, и я попытался было сфотографировать котобус с площадки перед дверью; не дали.
Отыгрался я на крыше музея, где устроен "лапутянский сад": таинственно блестит в кустах купол атриума, под которым вращается огромный "паропанковый" вентилятор, стоят Заброшенный Робот с аккуратно высаженной на нём травой, на полянке - лапутянский куб с таинственными иероглифами по боковым сторонам и с клинописью на верхней грани.
В общем, настроение у меня поднялось.
Уже было шесть вечера с копейками; я спустился во дворик, купил бутылочку пива "Долина Ветров", "сваренного для музея студии Гибли Пивоварней Долины Ветров (поставщик двора Е.В. Наусики)" с красивой этикеткой; вот ведь затейники. Ничего навсикайское пиво, вкусненькое такое :) Впрочем, контрэтикетка сообщает и настоящего производителя - у кого студия это пиво заказывает.
И, так как музей закрывался, направился в храм Дзиндаидзи (
http://wikimapia.org/#lat=35.6674339&lon=139.5507216&z=17&l=1&m=a&v=2), где перекусил вкусной гречневой лапшой, после чего пошёл в Дзиндаидзи-онсен Юкари (
http://wikimapia.org/#lat=35.6642029&lon=139.5486188&z=19&l=1&m=a&v=2), где просидел до начала десятого, нежась в горячих ротембуро под сенью струй (с перерывом на подняться в их ресторанчик во имя пива с рыбкой; употреблять таковые распаренным, одетым в свободную и очень приятную на ощупь пижамку и босиком (на татами), глядя в окно на осенённый луною сад исключительно приятно, скажу я вам.). Хорошая баня. Мне нравится, - недорогая, старая, деревянная, приятно пахнущая старым деревом и свежими татами...
Примерно так.