В двадцати трех километрах от Сухуми, ближе к Грузии, есть село Дранда.
У села Дранда на берегу реки Кодор, протекающей по Кодорскому ущелью, куда еще недавно запрещено было ездить, возвышается древний Успенский собор, одно из самых древних купольных сооружений на Кавказе.
Современник Святой Софии в Константинополе.
Успенский собор был возведен по велению византийского императора Юстиниана Великого в 6 веке, позже здесь располагалась кафедра архиепископа Абхазской церкви. Абхазская Епархия в перечне епархии Константинопольской Церкви, относящихся к 7 веку, значится под номером 34. Выглядел он так :
( фото А. Синцова )
Шестой век... что за время это было ?
К 6 веку относится первое упоминание византийских источников о славянах.
В 6 веке началось расселение славян на территорию Балкан, Средиземноморья и Прибалтики.
В 6 веке жил знаменитый византийский император Юстиниан 1, его реформы были важным этапом развития Восточно-Римской империи.В его правление в состав Византии была включена Северная Африка, большая часть Италии, часть Испании и др. территории.
Король Кента Этельберт принял крещение - это было началом христианизации англосаксов.
В Британии правит легендарный король бриттов Артур, герой знаменитого эпоса, который борется с нашествием англосаксов.
В 6 веке святой Бенедикт Нурсийский основывает общину в Монте-Кассино, тем самым положив начало монашеству. Основанную им общину - первое католическое аббатство, впоследствии назовут Орденом бенедектинцев.
Епископ Григорий Турский написал "Историю франков" - важнейший исторический источник по истории франков в эпоху Меровингов.
К 6 веку относятся годы жизни Прокопия Кессарийского - выдающегося византийского писателя и историка. Будучи секретарем полководца Велизария, а также занимаясь государственной деятельностью, был очевидцем многих описываемых им событий, поэтому оставил ценнейшее по литературным достоинствам и достоверности наследие.
А еще : именно в 6 веке стало понятно что это 6 век! )
Случилось это благодаря православному монаху родом из Скифии, который и предложил исчислять года от Рождества Христова. Этого монаха звали Дионисий Малым (Dionysius Exiguus).
Христианство рано пришло на территорию Абхазии. Церкви здесь строились уже тогда, когда на месте будущих Нотр-Дама, Исаакия или Кельнского собора еще шумели деревья и варвары в шкурах возносили кровавые жертвы духам.
В середине I века в Абхазию прибыли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Андрей ушел продолжать свою проповедь на Север, к славянам, а Симон остался. Во время гонения на христиан он принял мученическую смерть от римских легионеров на берегу реки Псырцхи (современный Новый Афон). В VI веке над могилой святого построили прекрасный храм, сохранившийся до наших дней. (
http://pharmateacher.livejournal.com/12866.html)
В конце 8 века возникло абхазское царство, а немного раньше и самостоятельная абхазская церковь. Пишут, что, по некоторым данным, в 11 веке именно абхазские мастера принимали участие в строительстве православных храмов в Киеве.
Сегодня в Абхазии действуют два мужских монастыря и 15 храмов из 140.
На картинке их 11, в восьми я была.
Так вот...Успенский собор. Еще недавно он выглядел так :
( фото из инета)
Вдоль аллеи,ведущей к нему, растут эвкалипты. Сколько же им лет...
Чуть дальше на улице - святой источник и купель со святой водой.
Храм увенчан куполом с большими окнами. Вот они - снаружи
И внутри
Иконостас
Внутри Успенский собор был расписан картинами из священной истории и образами святых. Некоторые образы сохранились.
Во время турецкой экспансии храм был заброшен, а монастырь сожжен, со временем снова стал работать.
В начале прошлого века Драндский мужской монастырь был широко известен в Российской империи.
На его территории располагались собор Успения Божьей Матери, усыпальница, церковь святого Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, трапезная, гостиницы, баня, прачечная, школа, столярная и плотницкие мастерские, кузница, типография.
В отдельном трехэтажном здании действовала больница с отдельной церковью. Сегодня в нем располагается тюрьма. Как мне сказали - единственная тюрьма в Абхазии. Одна на всю страну.
Видите то красное здание за забором ? Вот это и была больница.
Паломников и туристов здесь много.
При входе указаны даты и время служб.
Место мне понравилось очень. Тут легко дышится, возникает ощущение радости, веры в светлое будущее.
Такая древность ..
Обратите внимание на икону слева на снимке. Эта икона мироточит.
Икона Великомученика Димитрия Солунского.
Кирпичные стены пережили и византийских императоров, и османское владычество, и грузинских князей.
Вот тут я увидела и греческие буквы,и грузинские. Что означают они ? Служительница пожала плечами, покачала головой и быстро отошла от меня...не знает ).
Храм имеет богатую церковную лавку.Много религиозной литературы, Образов, сувениров... Говорят, самая большая церковная лавка в Абхазии.
Внутри есть еще такая купель для крещения:
Стол для причащения
Меня поразило, что, в отличие от других православных церквей, в этом, подобно мечети, полы устланы коврами.
Служит тут Отец Андрей ( о нем можно почитать тут :
http://mariko7.livejournal.com/10480.html ).
О действиях Отца Андрея по восстановлению собора ведутся горячие споры. Одни говорят, что после реставрации храм напрасно был окрашен, потому что потерял свой оригинальный вид и ругают его за это, другие благодарны ему за то, что он возродил к жизни древнее здание и вернул людей к Богу.
Смотрите сами :
Сбор вещей для нуждающихся.
Рядом с собором находится помещение-беседка - трапезная
С нее открываются чудесные виды. Мостик через реку Кодор..лошадка вольно бежит)
Что это за поле с деревом посередине, мне никто не смог объяснить. Но я думаю, что, подобно Лыхненской поляне, это поле играет аналогичную роль.)
Вокруг здания собора идут реставрационные работы. Кое-что уже сделано, как эта часовенка, например,
а кое-что еще ждет своей очереди. Братский и архиерейский корпуса монастыря.
Уезжала с сожалением. Как будто расставалась с интересным собеседником, новым знакомым)