Два дня , насыщенных посещением финских и шведских интересностей, мы ехали к Норвегии...
И вот, мы на границе. Граница - тройная. Тут встречаются Норвегия, Финляндия и Швеция. И находится это место в деревне Кильписъярви.
Как и везде в Лапландии, на указателях дается название населенного пункта на финском и на саамском.
Мы покидаем Деву-Финляндию.
Почему Финляндию называют девой? А все очень просто. Стоит взглянуть на карту Финляндии и можно увидеть, что очертания страны напоминают силуэт женщины с поднятой рукой.)
На краю большого пальца руки этой девы расположена маленькая деревушка Килписъярви.
Вот вам отдельно "пальчик" :
Кильписъярви - это один из пунктов европейского маршрута Е08, по которому мы едем, начиная с Оулу. Заканчивается маршрут Е08 в Тромсе, куда мы и направляемся. До него осталось 170 км. Мы уже практически в Норвегии.
Район Килписъярви является родиной самых высоких сопок страны Финляндии и единственным местом в стране, где есть возможность взглянуть на окружающую природу с высоты более 1000 метров над уровнем моря.
Самыми известными сопками являются Халти и Саана.
Первая - наивысшая точка страны, а Саана имеет необычную форму. Вот у ее-то подножия и лежит деревушка Килписъярви. Население ее на 2000 год составляло 114 человек.
Коренными поселенцами Лапландии являются саамы. Они обжили регион Килписъярви(саамск.-Gilbbesjávri) еще несколько столетий назад. Эта деревушка даже сегодня является одним из наиболее важных центров саамской традиций и культуры.
Численность саамов во всем мире можно сравнить с населением небольшого российского города - тысяч 60-80. Тем не менее, этому небольшому и загадочному народу до сих пор удалось сохранить свою культуру и даже собственный язык.
Предлагаю слушать песню Мари Бойне, современной саамки, и читать дальше)
Удивительные мелодии.
Click to view
Саамов традиционно относят к финно-уграм. Хотя, если верить ученым-антропологам, генетически у них с финнами мало общего: саамы скорее являются потомками куда более древней народности, так называемой, «псковской чуди». Скандинавы и русские когда-то нарекли саамов «лопарями», «лапнянами» и «лопью», отчего и пошли корни названия «Лапландия». Сами «лопари» жили вольной полукочевой жизнью оленеводов с незапамятных времен (упоминания о них проскакивали даже у древних греков).
В Финляндии их численность составляет около 9000 человек, в основном проживающих на территории провинции Лапландия.
В Финляндии права народа законодательно закреплены и все законодательные акты и вопросы, касающиеся народа саами, проходят экспертную оценку саамского парламента.
Существует национальная символика саамов.
Флаг саамов, проживающих в Лапландии официально принят 15 августа 1986 г. на Конференции северных саамов, проходившей в г. Оре (Швеция).
Перед этим был объявлен конкурс, и данный флаг художницы из Норвегии Астрид Баль был признан лучшим из предложенных вариантов.
Четыре цвета флага - цвета гакти, традиционного саамского костюма.
Символика флага - бубен шамана и стихотворение южносаамского поэта Андерса Фьелнера (1795-1876) «Сыновья солнца», в котором он описывает саамов как сыновей и дочерей солнца.
Круг флага представляет собой солнце (красный полукруг) и луну (синий). В флаге четыре цвета, которые, также как и круг, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Саамский флаг вывешивается в официальные торжественные дни, которые были определены 15-17 июня 1992 года на XV Саамской конференции в городе Хельсинки.
Национальный гимн саамов (Перевод на русский язык Юха Янхунена и Татьяны Нарлыковой)
1. Под Медведицей Большой
вдали синеет край Саамов,
гора уходит за горой,
вода мелькает за водою,
грады вершин и гребни сопок
стремятся к небу высоко,
шумят леса, текут там реки,
стальные мысы достигают
пространств волнующих морей.
2. Наши предки победили
всех злодеев в старину
и мы должны бороться, братья,
упрямо с угнетателем!
Народ ты крепкий, рожденный солнцем!
Враги тебя не победят,
язык свой только золотой храни,
и предков древних слог запомни:
саамам Саамскую Страну!
Что касается саамского языка, то на нем люди разговаривают мало, но все же разговаривают. Например, в Инари ( где мы еще будем) существуют курсы для изучения саамского языка .
Любопытно, что всего насчитывается 10 разновидностей саамского языка. Финские саамы говорят на трех разных диалектах, которые различаются между собой по географическому принципу. Это саамский озера Инари, саамский Кольского полуострова и так называемый скандинавский саамский. На нем говорит примерно 70-80% всех саамов и именно он, как следует из его названия, является господствующим языком саамов Скандинавии, а также официальным языком различных саамских обществ и организаций.
Наряду с финским и шведским саамский язык носит в Финляндии статус не государственного, но официального.
Первая саамская письменность возникла в 1600-годах, всего на 100 лет позже, чем финская, хотя письменный облик саамских языков окончательно сформировался лишь в последние десятилетия. Саамский язык, наряду с финским, относится к финно-угорской семье языков, поэтому в грамматике и словарном составе у них немало общего, однако фонетически эти языки не сильно схожи между собой.
В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан официальным лишь в 1992 году, в Швеции еще позже - в 1999.
Однако культура саамов не исчерпывается только языком.
Важное место в самобытной, древней и оригинальной культуре саамов занимают также саамские песни или «йойут».
Особый ритм, повторения, на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих, но лишенных прямого смысла слов, зачастую затрудняют понимание «йойут» западными, привыкшими к другой музыке, людьми. Чтобы почувствовать красоту этих песен надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.
(Слушаете сейчас Мари ?)
Жизнь на природе: рыбалка, охота, оленеводство и по сей день являются для саамов привычным и единственно возможным образом жизни.
Так вооот... Kилписъярви.
В деревне имеется собственные школа (здание школы сгорело в мае этого года..) и гостиница. Здесь находится самая северная исследовательская станция Хельсинкского университета.
С 1945 года ежегодно в канун Юханнуса в деревне проходит международная лыжная гонка. В районе Кильписъярви тренируется лыжная сборная Финляндии.
Здесь одеваются в традиционные одежды и ходят по воскресениям в церковь, построенную в 1661 году и чудом сохранившуюся. Здесь также проходят архаические фестивали саамов со священнопением. Шаманы тоже еще не перевелись. Саамы сохранили богатейшую мифологическую и шаманскую традицию.
Интересно пишет о саамах Михаил Пришвин.
На вопрос писателя , почему их называют кочующими, они отвечали: "А вот почему кочующие: ... один живет у камня, другой у ягельного бора, третий - у железной вараки. Весной лопарь около рек промышляет семгу, придет Ильин день - переселится на озера, в половине сентября - опять к речкам... Около Рождества - в погост, в пырт... Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним. Так уж нам Бог показал, он правит, он создатель" (Пришвин, 1987. С. 229).
Характер традиционного саамского хозяйства предполагал как нечто само собой разумеющееся бережное отношение к природе. Саам никогда не брал рыбы или птицы больше, чем нужно для нужд семьи, птицу или зверя с детенышем не трогал. Хороший урок тому же М. Пришвину преподал саам Василий, сказав ему, когда писатель хотел подстрелить куропатку: "У нее детки, нельзя стрелять, надо пожалеть. Грех!" (Пришвин, 1987. С. 242).
Из истории недавней : эта красная точка на карте, что я показала в начале рассказа, примечательна тем, что именно здесь прозвучали последние выстрелы Лапландской войны (1944-1945).
Немцы довольно долго удерживали район Кильписъярви, так как заблаговременно возвели здесь несколько линий обороны, имевших задачу прикрытия с юга Тромсё и базы в Альтафьорде.
В 20 километрах к северу немцы силами советских военнопленных (лагерь был в Кильписъярви) построили укрепленную линию Sturmbock, которую удерживали до января 1945 года.
Эти укрепления, которые финны сейчас называют Линия Ярёмё (Järämä), не так раскручены в плане экскурсионных посещений, как знаменитые Линия Маннергейма или Линия Сала (Salla).
Во время II Мировой Войны, отступающие нацистские войска разорили все придорожные лапландские строения.
Но сопка Саана - осталась ! Лапландские горные тундры - это древние великаны возрастом в 65 млн лет.
Современную форму они обрели в последний ледниковый период около 10000 лет назад, когда материковые льды отступали по территорию Финляндии.
На сопку можно без особого труда забраться, есть, говорят, тропы и даже дороги. У нас не было времени этого сделать, увы.. Представляю, какие виды с нее !
Но бывает небезопасно подниматься туда.
Во время моего путешествия на сопке Саана молния попала в 10-летнего мальчика. Писали, что молния отскочила от камня прямо в ребенка. Его отправили на вертолете в ближайшую больницу города Тромсе в Норвегию.
В тот день на севере страны прошли обильные грозы. Количество ударивших за сутки молний предполагалось до 10 000 по всей стране.
Сопка, возвышающаяся над деревней Килписъярви - священное место для саамов.
На вершине этой сопки в древности зажигали жертвенные костры в честь верховного божества - бога грома Укко. Саана является важной частью многих лапландских легенд и преданий.
У саамов насчитывается более ста богов разной величины.
Интересна версия создания мира :
Уточка Akka( переводится как Богиня) снесла четыре яичка. Из первого появились сосна, береза и ель.Из второго яйца появились утка, серый гусь и белый лебедь. Из третьего яйца вышли олень, медведь и волк.
Из четвертого яйца появились мужчина и женщина. От них пошел человеческий род.
Любимое саамское божество - Мяндаш. Человек-олень( есть ассоциации? у меня - есть..). Он родился от матери-шаманки и оленя. А вот от этого Мяндаша и его жены пошел род саамский. Олень научил людей охотиться и жить по своим законам.
Особое почтение у саамов к богам деду Укке и его жене Акке. Укка творит душу человека, а Акка - тело.Сотворенного человека они вкладывают в тело земной матери.
Душа у человека живет слева, ближе к левому боку, в районе сердца.
Это - Верхние боги. Есть еще средние : духи жилища, духи болезней, души умерших, духи природы ( бог охоты, бог рыбалки и т.д.). Особо почитают саамы богов Солнца и Северного сияния.По преданию, Солнце - человек. Он объезжает мир , пересаживаясь то на медведя, то на оленя.. А к вечеру возвращается домой и становится мужчиной.
К Северноему сиянию саамы относятся со страхом. По их мнению сполохи - это души умерших на земле людей. Сияние случается, когда духи устраивают битвы. И в это время по лучу сияния души могут сойти на землю или человек может подняться на небо.
Кроме Верхних и Средних богов, есть Нижние.Боги подземелья. Прежде всего, это Рот - властелин Ада. Попасть туда можно через озера и трещины в земле. В аду живут старухи-людоедки, обладающие даром воскрешать мертвых.
А рай у саамов - в горах). К камням у них вообще особое отношение...
Про богов вычитала на сайте
http://www.infinland.net/ http://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.64.html - тут можно почитать мифы и легенды саамов . Очень интересно)
Когда мы уезжали из Килписъярви ,навстречу вышел олень. Может, это Король-олень ?...