Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - архитектурно-художественный шедевр 12 века.
Мирожские фрески являются единственным хорошо сохранившимся домонгольским памятником на Руси.
По мнению известного искусствоведа Т.В.Шулаковой, среди тысяч памятников Псковской земли фрески занимают "совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности".
Изучению псковских фресок посвящены труды многих исследователей, вместе с тем, как замечает Т.В.Шулакова, Псков почти не показывает свои первоклассные фрески и крайне мало дает о них информации.
В собор пускают только летом и только в сухой солнечный день.
Это делается для сохранности фресок.
Я заранее мониторила прогноз погоды, чтобы не ошибиться)
На сайте монастыря можно заказать индивидуальную экскурсию или для группы 5-6 человек.
Пускают только на 20 минут, за этим следят строго служители.
На стенах - фрески, последовательно иллюстрирующие сюжеты из Библии.
В мирожских фресках использованы два варианта синей краски - лазурит и смесь сажи с белилами (так называемая рефть), два варианта зеленой - малахит и глауконит (зеленая земля), киноварь, красная, коричневая и желтая охры, а также известковые белила.
Вся богатейшая палитра фресок является результатом сложных смесевых красок.
За восемь с лишним столетий с даты создания собора краски мирожских фресок неизбежно изменились.
Это связано с различными факторами: физико-химическими, микробиологическими, гидрологическими (затопление собора водами реки Великой), антропогенными (закрашивание фресок слоями штукатурки, обновления росписей и реставрационные работы) и т.д.
Сегодня можно видеть довольно сдержанный колорит фресок с преобладанием холодных тонов.
По мнению исследователей раньше краски были более свежими, яркими, интенсивными, насыщенными.
Реставрированные фрески отличаются по цвету.
Фотографировать разрешено, но только без вспышки, поэтому качество фотографий зависело от освещения в конкретной части собора.
Фрески постепенно реставрируются, разница видна. Сравните верхнюю часть и нижнюю, до арки.
Алтарные фрески и колонны собора реставрируются, завешены зеленой сеткой.
Пол - кусочки разных времен
Рассматривать все вокруг было очень интересно, уходить не хотелось, но минуты бежали быстро.
Служительница уже зверем на меня смотрела).
Пришлось развернуться к выходу , но я задержалась в притворе, еще раз подошла к крестам.
А в это время случилась смена хранителей и сменщица решила, что раз я в притворе еще, то в сам храм еще не входила.
И я снова вошла на 20 минут рассматривать фрески). Теперь уже под строгим взглядом второй наблюдательницы.