Апрель в Абхазии. 6

May 27, 2021 20:51

В конце апреля наконец-то начали возить экскурсии не только по наезженным и заезженным местам. Я планировала поездку в Ткуарчал, обнаружился джип-тур "Ткуарчал и водопады".




Тур относительно новый, года 3-4 ему. Раньше в те края, в бывшую зону боевых действий, в сторону грузинской границы, въезд был закрыт.
Поездка до самого последнего дня была под вопросом. Все зависело от погоды.
В марте шли сильные дожди, сезон дождей в этом году затянулся, дороги были труднопроходимыми даже для внедорожников.
Мне повезло. Случилось!)
Накануне нужного дня получаю смс : готовы ли ехать завтра ? Джип с людьми поедет из Сухума, заберет вас из Кындыга по пути. Будьте готовы к такому-то времени. Ура.

Приехали за мной, поехали.
От Сухума до Ткуарчала около 80 км, от Кындыга в два раза меньше.

Дорога хорошая. Слева горы. Справа море. Как водится, по дороге идут или лежат, где им вздумается, коровы, которых надо объезжать.

Вспомнила про коров и милиционеров ( рассказывала об этом в 2011 году, цитирую саму себя)) : "...Про милицию местную говорят так: когда милиционер умирает, его душа переселяется в корову. И даже после смерти он мешает людям ездить по дорогам свободно..."

Проезжали гейзер, дикий. Фото из инета, сама не успела сфотографировать.



Около Очамчиры (где я собиралась пожить еще в 2008 году, но вдруг началась пятидневная война и территорию закрыли для въезда) свернули на дорогу, ведущую в горы.

Водитель-гид начал рассказывать про город.
Ткуарчал (Ткварчели - грузинское название) был основан на южном склоне Кавказского хребта в долине реки Галидзга сначала как поселок в 1938 году, в 1942 году был объединен с селами Джантуха, Акармара и Поляна в город Ткварчели.
Единственный город в Абхазии, который был построен не на побережье. Здесь нашли месторождение угля.

Ткуарчал стал единственным крупным промышленным городом Абхазии. Шахтерским городом. Добываемый уголь транспортировался в Грузию и в Россию, тогда все это было СССР.
В городе работали ГРЭС, доломитовая фабрика и заводы, производящие строительные материалы, электромеханические изделия, лимонад и безалкогольные напитки, колбасы, кислород, асфальт, железобетонные конструкции, а также предметы одежды. Необходимые товары для жизни производились на месте.
В город ходили поезда.

Во время войны 1941-1945 годов Ткварчели был важным тыловым городом, в котором производилось все для нужд фронта.
Тысячи плененных немецких солдат и офицеров направляли на стройки. Строили они дома города в 1944-45 годах, дома стали совершенно уникальны по архитектуре для этой местности.



После войны город жил, шахтеры работали на угольных месторождениях Ткварчельского района. Для переработки высококачественного угля были построены обогатительные фабрики.

Потом начался распад СССР. Многие республики отделились.
Абхазия на тот момент, с 1931 года, была автономной территорией Грузии, но изначально с 1921 года Абхазия была провозглашена самостоятельной советской социалистической республикой и после распада СССР захотела стать независимой страной. Грузия не согласилась и считает эти территории своими.
С 1992 по 1993 год, в Абхазии начались военные действия с Грузией. Конфликт возник в результате отказа подчинения грузинским властям.
Ткуарчал с ближайшими поселками оказался в блокаде, которая длилась 413 дней, город обстреливала артиллерия, гибли мирные люди.







В результате блокады наступил голод, эпидемии, среди местных жителей было немало погибших. Сбежавшие от войны не возвращались назад. Во время войны была уничтожена почти вся промышленная инфраструктура, обстрелами были разрушены дома, а дороги повреждены бомбами.

В 2008 году был издан указ президента Абхазии о присвоении Ткуарчалу звания города-героя. Благодаря новому статусу были выделены некоторые средства на восстановление инфраструктуры. Город восстанавливается, строится. Сейчас его уже трудно назвать городом - призраком, как называли раньше.

Дома отстраиваются, сообщение налажено хорошее. Люди ходят по улицам, магазины, аптеки и все остальное работает. Не так давно читала, что восстановлен фонтан в центре города. В глубинке России похуже места есть.

Моих фотографий города нет, да и что смотреть, город молодой, исторических достопримечательностей нет. Увидели, что город оживает, живет, хорошеет. Долгих ему и счастливых лет!
Высаживали нас только около военного мемориального комплекса погибшим воинам в двух войнах : 1941-1945 и 1992-1993 годов (показала выше) .

Угледобыча - основное, чем живет Ткуарчал.
С 2002 года на шахтах добычей угля и последующим его экспортом в Турцию занималась абхазско-турецкая компания "Тамсаш", инвестировавшая в производство свыше $ 20 млн.
Сейчас этой компании нет, оборудование стоит, ржавеет.
Причина - договор с турками был как-то неправильно составлен и попросили их удалиться. Увы. Работали они хорошо, по словам гида.

С декабря 2009 года предприятие преобразовано в абхазское ООО "Ткуарчалуголь". Бюджет района на 90 % зависит от этой компании.
Добыча угля проводится открытым способом, что приводит к загрязнению реки Галдзги и вызывает недовольство местных жителей и ряда политиков.
Уголь тут не такой, каким как мы привыкли видеть , не твердый, который глыбами откалывается или кирпичиками. Он полужидкий. Поэтому он передается с места добычи вот по таким желобам:





Есть сейчас в Ткуарчале работающие фабрики по производству перчаток, ламп, кровельного материала, на которой работает 60 рабочих (в 1989 было 1000 рабочих), фабрика по производству гвоздей, на которой занято около 40 человек, государственный хлебозавод. Снова стал работать завод "Заря", производящий комплектующие для сельскохозяйственной техники одного из российских заводов.

Железнодорожного пассажирского сообщения пока еще нет. На окраине города сохранилось полуразрушенное здание бывшего железнодорожного вокзала.







Ниже - бывший перрон, часы.



Напротив вокзала - здания шахтерского комплекса.



К ним по ж/д дороге подходили вагоны и загружались переработанным углем. Рельсы еще частично сохранились, а в основном их сняли и теперь это просто поляна, на которой угадываются пути.



Вид с бывшего перрона.



Затем подъехали к немецкому металлическому мосту через реку.



Он действующий, даже при нас машина проехала по нему.



Но идти было страшно). Вот почему : покрытие прогнило, с трещинами, через дыры видны кусты, трава внизу.







Было ощущение, что он вот-вот рухнет.





Сохранились оборонительные сооружения, сейчас рядом с ними гуляют коники.



Русло реки чистится, расширяется. Уж если до этого руки дошли, то дело налаживается точно)



В этом пруду было жуть, как много лягушек. У них как раз начался брачный период. Слышали бы вы, как громко и выразительно они квакали!) Огромный спевшийся хор. И громко так !





Потом посмотрели на единственный в СССР мост с изгибом, который тоже строили немцы и который сейчас считается символом Ткуарчала.
Подобных мостов через реку и ущелья мы видели несколько, но только этот изгибается у одной из сторон реки.



И на полуработающую ГРЭС . Восстановлена частично. Была построена в 1938 году и могла обеспечить электроэнергией всю восточную часть Абхазии.



И поехали дальше в горы, к водопадам, через Акармару. Поселок-призрак, как его называют.

Ткуарчал, Абхазия, апрель

Previous post Next post
Up