Несколько майских дней я провела в Вологде.
Вологда и русские северные земли - место рождения моих пра-прадедов по отцовской линии, которые переехали жить в Петербург в 19 веке.
Когда-то, в детстве, я уже была в этом городе, но воспоминания были смутными. Решила освежить)
Вологда и окрестности настолько понравились мне, что уезжала я с великим сожалением. Впечатлений - масса от всего увиденного. И от города, и от людей, в нем живущих.
Сейчас я хочу показать вам Кирилло-Белозерский монастырь, что в 120 километрах на северо-запад от Вологды.
Как раз сегодня, 9 июня , церковь чтит память Святого Кирилла Белозерского.
Как же рассказать об этом месте покороче.. Боюсь, что коротко не получится).
Древний монастырь с очень длинной историей , самый большой по площади не только в России, но и в Европе.
Чтобы обойти его стены во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.
Очень много важных событий в нем происходило в разные исторические вехи.
(Успенский собор и колокольня)
Кирилло-Белозерский монастырь - действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу большого озера в Вологодской области.
(Вода в озере освящается, как минимум, раз в году. Поэтому она считается святой. В этом месте ( ниже на фото) люди совершают омовения или всего тела, или хотя бы лица и рук.)
Вся история Кирилло-Белозерского монастыря связана с важными событиями в Русском государстве. Эта северная святыня была основана в 1397 году монахом Кириллом.
( если присмотреться, то можно разглядеть радугу над стенами)
Монастырь никогда и никем не был покорен : ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами. Несколько раз на него нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.
Все храмы и сооружения пережили и советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон дошло до наших дней. В Кирилло-Белозерском монастыре хранится почти полторы тысячи икон.
Кирилл Белозерский (в миру-Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых.
Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, где был пострижен в монашество с именем Кирилл.
Пробыл там он около 30 лет, дослужившись до должности настоятеля Симонова монастыря, установив в нем строгий порядок.
Нашлись среди монахов недоброжелатели, которые стали требовать послабления устава монастыря. Разногласия на этой почве постепенно привели к беспорядку в обители.
Чтобы не быть предметом раздора, Кирилл оставил пост настоятеля и удалился в свою келью безмолвствовать.
Там, во время очередной вечерней молитвы Пресвятой Богородице, неожиданно услышал он голос: "Кирилл, иди отсюда, иди на Белоозеро, там тебе уготовано место, в нем спасешься".
( икона 1424(?) века письма Дионисия Глушицкого)
В возрасте 60 лет Кирилл пришел в Белозерье. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.
Весть о нем стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Монахи из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.
Сегодня эти края лежат во многих сотнях километров от границ России, но в то время было иначе .
Москва и Новгород вели активную борьбу за освоение северных земель. А Белозерье располагалось на перекрестке крупных водных путей, ведущих с Волги и Северной Двины на Новгород.
Поэтому можно сказать, что Кирилл стоял у истоков московской монастырской "колонизации" русского Севера.
Москва оказывала монастырю всяческую помощь и поддержку.
В новом монастыре были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.
Несмотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число монахов в обители постоянно увеличивалось.
Про старца Кирилла складывали легенды:
По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов.
В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.
Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, несмотря на суровые условия жизни, жил долго и умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых. В церкви Кирилла хранятся мощи преподобного Кирилла Белозерского - главная церковная святыня обители.
Дорога, ведущая к храму Кирилла Белозерского, вымощена надгробными плитами, снятыми с монашеских могил.
Сделано это намеренно по приказу настоятеля монастыря для того, чтобы в искупление греха гордыни "всякий идущий к храму попирал эти плиты ногами".
По церковным канонам православному усопшему на могилу положено ставить только крест. Надгробие же есть роскошь и проявление гордыни.
Подобные плиты я видела в монастыре Балыклы в Стамбуле, но не знала, почему и зачем это сделано.
Грешным делом, были мысли о происках мусульман)...
Фигуру Кирилла можно найти среди 109 фигур выдающихся персонажей всей русской истории на памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде.
( фото из инета)
Смотрите : по центру (с бородой) стоит Нестор, древнерусский историк. Справа от него сидит на камне митрополит Киевский и всея Руси Святой Алексий и разговаривает с основателем Троице-Сергиевой лавры Святым Сергием Радонежским.
А Святой Кирилл Белозерский стоит слева за спиной Алексия и разговаривает со Святым Стефаном Пермским, проповедником христианства в Пермском крае.
После смерти Кирилла монастырь продолжал процветать и наращивать свое влияние. Со временем он стал третьим по величине монастырем в России и самым значительным, наряду с Соловецким, северным монастырем.
Особый авторитет и уважение он приобрел после событий 1446 года.
В первой половине 15 века в Москве шла упорная борьба за власть.
В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка организовал государственный переворот и заставил Василия дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.
Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого благословил его к возвращению на княжение.
В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее. На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.
А Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен .
Московские правители уделяли монастырю большое внимание.
В 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника.
Молитвы были услышаны, через два года у пятидесятилетнего царя родился сын Иван - будущий царь и великий князь всея Руси Иван Грозный.
Сам Иван Грозный был убежден, что своим рождением обязан этому монастырю и питал к нему особые чувства. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.
Со второй половины 16 века обитель владела соляными и рыбными промыслами, имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах.
Монастырь превратился в городок и по числу храмов превосходил даже Троице-Сергиеву лавру.
К началу 17 века обители принадлежало больше десятка сел , 607 деревень и 320 пустошей.
Через этот край пролегал торговый путь на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки.
До петровского времени монастырь вел активную торговлю, особенно солью и рыбой.
Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати.
Удаленный от Москвы и обнесенный прочными стенами, монастырь был идеальным местом для заточения. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле.
В 1534 году сюда был заключен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья, военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые в этих стенах и скончались.
Сюда же был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в 17 веке здесь был заточен патриарх Никон.
Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.
В разное время здесь в заключении пребывали опальные Вассиан Косой, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын) и другие.
Хранит территория монастыря и свидетельства о заключенных болеее позднего времени ..
Кирилло-Белозерский монастырь в средние века имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещения этого края.
Монахи собирали и переписывали книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство - это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.
Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.
Чтобы защищаться от врагов, были построены каменные стены и 8 башен. Кирилло-Белозерский монастырь превратился в крепость.
В конце 17 века были построены новые каменные стены и башни, дошедшие до наших дней.
Высота башен составляет более 50 метров - высота с восьмиэтажный дом.
Стены длинные, трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне. Протяженность их - два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.
Высота и толщина стен в разных местах ,соответственно, от 7 до метров до 10.
Закат монастыря начался при Петре I, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась.
Кроме того, крепость утратила свое оборонительное значение.
Петр I приезжал сюда в 1722 году и распорядился денег на монастырские постройки не выделять, а рабочие руки ему больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.
(Архимандричьи кельи)
Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.
Монастырь посещал Александр I.
В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря, был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории монастыря возобновлялась монашеская жизнь.
29 декабря 1998 года монастырь был передан Церкви.
Кирилло-Белозерский монастырь признан сейчас особо ценным объектом культурного наследия народов России.
Его облюбовали художники и киношники. Монастырь можно увидеть в фильмах "Апостол", "Достояние республики", "Раскол".
Монастырь активно восстанавливается. Планируется сделать на его территории паломническую гостиницу, дополнительные помещения для музеев.
Музейная территория монастыря открыта с 9 до 18 часов, единый входной билет летом стоит 900 рублей, а если вы хотите отдельно посмотреть какие-то экспозиции, то стоимость посещения - от 50 до 200 рублей каждая.
У музея есть прекрасные коллекции древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, рукописных и старопечатных книг, археологии, декоративно-прикладного и народного искусства.
В монастыре можно полюбоваться фресками соборов , зайти в Архимандричьи кельи, в трапезную, в монашьи кельи, в казеную палату, в поварню.. Весь день можно провести тут).
В колокольне - музей колоколов .
На прощанье скажу, что на входе в монастырь ворота имеют изображения двух апостолов .
Слева - апостол, который записывает имена входящих, а справа - апостол, который отпускает каждому человеку по одному греху за то, что он побывал в Кирилло-Белозерском монастыре.
Сайт монастыря (можно совершить виртуальную экскурсию) :
https://kirmuseum.org/ru/muzeynie_kompleksi/ansambl_kirillo_belozerskogo_monastirya