В Пано Пафос туристов не водят. Но туристы сами сюда приезжают. Прежде всего, потому что в этой районе находится автобусная станция "Каравелла", откуда отправляются междугородние автобусы ( в Лимассол, в Никосию, в Ларнаку...) и автобусы-маршрутки в окрестные деревни.
Я собиралась ехать в горную деревню Пано Панайя, о которой потом еще расскажу.
Отправляться надо было именно отсюда.
Приехала часа за два до отправления маршрутки для того, чтобы побродить-посмотреть, что собой представляет этот район.
Верхний Пафос очень отличается от Нижнего, называемого Като Пафосом.
Из Верхнего открывается чудесный вид на Нижний.
На фотографии прекрасно видна часть Археологического парка-полуострова с маяком и пляжем Фарос.
Верхний Пафос тоже имеет свои интересности.
В этом районе находятся Археологический музей, Византийский музей, тут находится администрация города, есть несколько древних и современных церквей и старинная мечеть.
Мечеть я увидела почти сразу. Вернее, сначала я увидела возвышающийся минарет, подошла ближе.
Мечеть Джами Кебир не действует, ведутся работы по сохранению строения.
Она - свидетельство прежнего турецкого присутствия в этом районе (период османского владычества длился с 1571 по 1878 год.)
Когда-то ее перестроили из византийской церкви, которая называлась Айя-София.
Турки живут в этом районе (и в других местах южного Кипра) и сейчас. Когда я ехала на автовокзал, рядом со мной сидела женщина, которая активно и громко разговаривала по телефону на турецком языке, перемежая его русским).
За мечетью, подальше, находится вещевой рынок, куда туристы сами приезжают за покупками, блуждая по улочкам, разыскивая его)
Я его не искала, цели такой не было, но встретила несколько человек, которые спрашивали у меня дорогу к нему). Меня всегда во всех странах, везде, принимают за свою..уже привыкла даже. Забавно).
На рынок не пошла, но магазинчиков встретила на пути много, разных : маленьких и побольше.
Очень много стен домов украшены "фресками". У меня создавалось впечатление, что я снова рассматриваю лиссабонский арт-стрит). Архитектура вот только другая.
Посмотрите, как художники постарались !
Колесо - как настоящее! Классно сделано.
Если Нижний город - парадный, туристический, там раскопано больше древних достопримечательностей, дома там аккуратные, новые, растет много цветов, оживленные улицы, народ гуляет, то тут увидела другое.
Много полуразрушенных домов, улицы гораздо уже, не всегда машины могут разъехаться даже. Как будто в другой город попала!
Напоминал он мне пограничную зону Никосии(Лефкоши) на Северном Кипре. Там тоже очень много брошенных, разрушенных или ветшающих домов, которые оставили жители - греки-киприоты после 1974 года.
Тут - то же самое, только наоборот : дома принадлежали туркам, покинувшим свои дома и переехавшим на северную часть Кипра.
Некоторые дома приспособили под мастерские, частные лавочки по починке чего-нибудь.
Есть улицы со старыми и старинными домами
Есть домики поновее). Вот этот отдаленно мне напомнил родное - здание Двенадцати коллегий на набережной Невы.
И улицы чуть поодаль - поприятнее, посовременнее.
Есть даже "высотка", аж четырехэтажный дом !
Выйдя к этому дому, я обнаружила большое пространство двухуровневое. Уровни соединялись двумя лифтами вертикальными. Современными, стеклянными. Бесплатными. Для удобства местных жителей.
Около одного из подъемников - очень милая площадка для отдыха. С фонтаном, скамеечками и фигуркой девочки с воробьями.
Оказывается, это пространство с лифтами , площадкой с фонтаном и девочкой-памятником - совсем новое.
Все это появилось в городе осенью прошлого года, в октябре.
Бронзовая скульптура кипрского мастера Йоты Иоанниду "Девочка с воробьем"- четвертая работа женщины-скульптора в Пафосе.
Другие три находятся в Нижнем Пафосе и очень известны. Туристы любят фотографироваться с ними, находятся они на набережной, в самом сердце туристической части города.
Я их потом покажу.
Слова скульптора : "Детский образ отождествляет надежду и светлое будущее. Воробьи, которые сидят в руках девочки, символизируют свободу. Оливковое дерево, под которым расположилась малышка, также выбрано неспроста.
Это традиционный элемент нашей культуры, воплощающий мир. Что интересно, ранее на этом месте росло старое оливковое дерево, которое было повреждено в результате шторма".
А если посмотреть с площадки вниз, можно увидеть средневековые турецкие бани.
По периметру бань, на специальном помосте, вывешены информационные стенды, рассказывающие об их истории.
Вот, теперь имею какое-то представление о Пано Пафосе.
Время отправления моей маршрутки в горную деревню Пано Панайя приближалось, я направилась снова к вокзалу.
Успела зайти в маленький ресторанчик, перекусить перед дорогой. Цены на еду в Верхнем Пафосе раза в два ниже, чем в Нижнем !).
Вперед.