В Лиссабоне я сходила в Фармацевтический музей.
Это третий фармацевтический музей в моей коллекции подобных. Предыдущие два - в Таллине и во Львове.
Музей - двухэтажный. Открыт был в 1996 году и имеет уже шесть международных премий.
Такие музеи есть еще в других городах-странах: в Лондоне, в Кракове, в Риге, в Гродно, в Будапеште, в Лодзи, в Базеле, в Индианополисе... Недавно , насколько я знаю, открылся фармацевтический музей в Петербурге. Там я еще не была.
В Москве тоже,кажется, есть.
Вход - 5 евро, фотографировать не разрешали.
Так как я была единственным посетителем, смотритель не следил за мной, а я пыталась делать фотографии. Пыталась - потому что освещение в залах слабое, тусклое.
Так что -уж как получилось).
Проходя залы последовательно, можно ознакомиться с лекарствами и методами лечения разных болезней, начиная с древних времен до наших дней.
Каждая комната - аптека имеет интерьер своего времени с антикварной мебелью, что прекрасно создает атмосферу .
Обратите внимание на весы со стулом.)
Представлена коллекция старинных амулетов, которые, по мнению тогдашних лекарей, помогали в избавлении или предотвращении заболеваний.
В древнем Египте с мумий собирали пыль, которая ,считалось , имела лечебную силу.
Что касается самих бедных мумий...)
Многие мумии стали жертвой лекарей.
Египетские мумии (полученный путём их размельчения порошок) в Европе даже в 17-18 веке считались самым дорогим и самым действующим лекарством от всех болезней, но этот товар был дефицитным и не дешевым. Поэтому тела казненных преступников и бедняков тогдашние фармацевты раскупали нарасхват.
Трупы также "заготавливали" во время войн. Насильственная смерть, как считалось, давала организму дополнительную лекарственную силу.
Почему Европейцы поедали мумий?
⠀
Есть очень забавная история, которая объясняет этот феномен.
Выдающийся ученый и врач Авиценна (Ибн Сина) в 11 веке описал лечение абсцессов, переломов, ушибов, тошноты, язв с помощью мумия (от "мум" - воск).
Сейчас мы называем это - мумие. Это вещество, которое находят в труднодоступных для человека местах на высоте 3 000-4 000 метров над уровнем моря в скалах и пещерах в виде натеков, скоплений, сосулек.
Тогда на препарат обратили внимание в университете итальянского Салерно, где переводили научные труды восточных авторов.
⠀
В текстах арабских и персидских ученых происхождение мумия не разъяснялось. Местные специалисты и так знали, что это такое.
Но европейцы, увидев знакомое слово, возбудились. Они стали добавлять в переводы свои комментарии.
"Это субстанция, которую можно найти в землях, где похоронены тела, забальзамированные с алоэ, с которым жидкости из тела смешиваются и превращаются в мумию", - писал итальянский ученый Герард Кремонский.
Подобную эрудицию проявлял практически каждый переводчик.
Остальное было делом времени.
Дальше - древняя посуда, на которой кое- где латинскими буквами начертано: "Напиток жизни", "Эликсир"…
Алкоголь в то время считался лечебным средством для укрепления иммунитета.
Залы средних веков - самые интересные, на мой взгляд .
Здесь можно увидеть различную стеклянную посуду, деревянные ящики, предназначенные для хранения лекарственных порошков, лабораторные весы, старинные медицинские рецепты...
Изначально практической медициной занимались банщики-цирюльники.
Они делали кровопускания, вправляли суставы, даже ампутировали конечности.
Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с "нечистыми" профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности.
Позже авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные.
К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины.
В некоторых городах Европы в конце 15 века из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов.
В религиозном же сознании средневековья болезнь часто воспринималась как божье наказание, а порой и как результат вселения бесов.
Исцеление от болезни расценивалось как духовное прощение. Служители монастырей считали врачевание больных, оказание приюта в монастырях страждущим своим подвижническим долгом.
Поэтому первые больницы и первые аптеки появились именно при монастырях.
В Европе в конце 10 века появилась "горячечная болезнь " . Эпидемию горячки вызывала спорынья - вид грибка на злаковых культурах.
Горячку объявили небесной карой свыше. Снедаемых жаром больных пытались лечить крестными ходами, проповедями в церквах, молитвами, обращенными к святым целителям.
Возникло убеждение, что мощи Святого Антония могут излечить больного. И "священный огонь" был назван «антоновым».
Это привело к основанию нового монашеского ордена госпитальеров Святого Антония.
Поскольку медицинская наука в те века была развита слабо, медицинский опыт перекрещивался с магией.
Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, "особых" слов, предметов.
Ирландский монах 7 века, Святой Фиакр, был покровителем страдающих геморроем.
Из-за работы в саду у него развился геморрой, но, однажды, сидя на камне, он чудесным образом исцелился. Камень дожил до сегодняшних дней и его посещают до сих пор все ищущие подобного исцеления. В Средние века эту болезнь часто называли "Проклятьем Св. Фиакра".
(Св. Фиакр ,кроме всего прочего, еще и святой таксистов. Почему? Потому что некогда французская компания извозчиков была открыта рядом с часовней имени Св. Фиакра и назывались такие извозчики фиакрами)
(фото из инета)
Лечили геморрой средневековые лекари прижиганием раскаленным металлом .
С 11-12 веков в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, расцвёл культ святых. К наиболее местам погребения святых стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье.
Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому и так далее. Такое "лечение" заболеваний приводило к высокой смертности людей.
С 13 века оформилась "специализация" святых : примерно половина всего перечня святых считались патронами определённых болезней. Например, Святой Корнелий лечил от конвульсий, Святой Агапий помогал от зубной боли.
Помимо исцеления святыми, были ( и есть?)) распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством : медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и так далее.
Пользовались и лечебными травами, собирая их в определенное время, в определенном месте, сопровождая определенным ритуалом и заклинаниями.
Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белены и т. п.
В христианском средневековье эпилепсию, например, считали "демонической болезнью", поэтому лечение выражалось в молитвах, соблюдении постов, жертвоприношениях, паломничестве к святым местам и процедуре изгнания злых духов.
Заболевший человек часто вместо медицинской и моральной помощи получал всеобщее презрение и становился отверженным всеми изгоем.
Что еще чем лечили...
Для стимулирования роста волос люди пили травяной "волосяной ликер", а припудренные волосы были лекарством от желтухи.
Для лечения старческой катаракты делали порошок из высушенных человеческих экскрементов, которым пациент посыпал больные глаза.
Парацельс, живший в 16 веке, считал, что любую болезнь нужно лечить чем-то схожим, то есть, на каждый яд есть противоядие. Многие врачи, использующие человеческие тела для изготовления лекарств, приняли это руководством к действию. Например, чтобы предотвратить кариес, рекомендовалось носить на шее зуб, взятый с трупа.
Но Парацельс же был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто.
Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке.
Парацельс также использовал лауданум - настойку опия, чтобы облегчить боль.
В Средние века считалось, что вода, которой омывали мертвеца, - средство от припадков, а трупный яд убирает бородавки.
Для лечения неведомой болезни короля Англии Карла II придворные медики как-то приготовили «Королевские капли».
Их рецепт прост: человеческий череп перетирался в порошок, который разводился спиртом.
Когда король находился при смерти, придворные лекари поили его этим снадобьем, а также делали травяные клизмы.
Лечение оказалось безрезультатным и Карл II умер.
Тем не менее, «Королевские капли» продавались в лондонских аптеках в течение 18 века и применялись для лечения нервных расстройств, кровотечения и дизентерии.
По всей Европе 17 века пользовался популярностью порошок из перетертого человеческого черепа, на котором вырос мох. Это считалось действенным кровоостанавливающим средством, хотя еще в те годы многие врачеватели отмечали, что с тем же успехом можно использовать простой крахмал.
В некоторых случаях средневековые фармацевты добавляли в рецепт шоколад. Снадобье считалось довольно мощным лекарством и в отдельных случаях даже могло отсрочить смерть.
Во времена крестовых походов в начале 13 века была обнаружена цинга. В основном, ею болели моряки.
В 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-е годы от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.
Лечение от цинги было найдено в 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
Средневековье было временем кровавых битв, жестоких заговоров, инквизиторских пыток и костров. Такими же были и средневековые методы лечения.
Наука развивалась, но из-за нежелания церкви допускать науку в жизнь общества, болезни, которые сейчас можно легко излечить, в ту эпоху приводили к массовым эпидемиям и смерти.
Даже процесс рождения ребенка становился не поводом для радости, а источником бесконечных мучений. Деторождение в Средние века считалось настолько летальным действом, что церковь советовала беременным женщинам заранее готовить саван и признаться в содеянных грехах на случай смерти.
"Готовьтесь к смерти" - напутствовали рожениц перед родами.
Кстати, о деторождаемости. Вот шелковый презерватив 18 века с нарисованной на нем картинкой секса.
Еще -пояса верности для мужчин и для женщин :
и разные гинекологические инструменты на нижней полке
Существовал чумной доктор , обязанностью которого являлось лечение больных "черной смертью", особенно во время эпидемий, распространенных в то время по причинам многочисленных войн, городского перенаселения, антисанитарии и низкого уровня медицины.
В качестве лечения чумные доктора практиковали кровопускание, помещение лягушек на бубоны "для урегулирования жизненных соков" (сейчас ученые установили, что слизь, которая покрывает лягушек и жаб, в своем составе имеет биохимические вещества, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и тем самым защищают земноводных.Ведутся исследования по применению этих элементов при лечении заразных болезней), вырезание или прижигание чумных бубонов.
Врачеватели чумы носили характерный защитный костюм, который в 1619 году предложил французский медик Шарль де Лорм.
Костюм представлял собой длинный плащ из вощеной кожи или грубого холста, промасленный или пропитанный воском, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу.
Маска с клювом, обязательный атрибут костюма чумного доктора, защищала от «болезнетворного запаха».
Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые облегчали дыхание при постоянном чумном смраде, а, поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв также защищал окружающих от чесночного запаха.
Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы не задохнуться, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.
Маска имела стеклянные вставки для глаз. Противогаз просто)
Кроме залов Средневековья, так понравившихся мне, есть залы других времен и разных стран.
Из интересных, на мой взгляд, следующие : химическая лаборатория, рабочий стол химика-аналитика
Первые автоклавы
инвалидное кресло
поильники и узнаваемые сейчас названия лекарств
Рекламные плакаты прошлого века). Кое-что знакомое и вы можете увидеть - сейчас тоже применяется)
Кроме музея , на втором этаже в отдельном зале работает ресторан, в меню которого , говорят, сохранились лакомства, приготовленные по старым рецептам и подаются еда и напитки на ( в) химической посуде. Можно сесть за столики на небольшой лужайке перед музеем.
Дальше я вышла на набережную Тежу и направилась к электричке , которая идет от вокзала Кайш-ду-Содрэ до остановки Белем.
Музей на карте обозначен самой большой каплей красного цвета.