Первая прогулка по Лиссабону, день.

Nov 02, 2018 17:09

Попрощавшись с лифтом Жушта и  взглянув еще раз на монастырь кармелитов с площади Россиу, зашла еще в  одно необыкновенное место, находящееся рядом с площадью .





До чего же красивы фонари в Лиссабоне...



Рядом с площадью Россиу, напротив вокзала, стоит церковь Святого Домингуша , мимо которой можно пройти, не заметив, если точно не знаешь куда идешь и что ищешь.
На месте, где сейчас стоит церковь, в 1241 был заложен первый камень монастыря с одноименным названием, в котором жили монахи-доминиканцы.
Имя Домингуш на итальянский и испанский манер звучит, как Доминик.



( запомните дерево между домами и  полукруглый камень перед церковью слева)

Храм был в своё время  самой большой церковью в Лиссабоне. В этой церкви крестили португальских монархов, проводили королевские венчания и похороны.
До землетрясения 1755 года здесь находился монастырь Сан Доминго , в котором зачитывала свои приговоры инквизиция, отсюда отправляли осужденных на костер, который разжигали здесь же, на прилегающей к церкви небольшой площади.

Во время землетрясения 1755 года церковь была сильно повреждена .Ее реконструировали, оставив величавые колонны и сколы на внутренней облицовке храма, оставшиеся после землетрясения. Церковь стала примером архитектуры барокко и моделью для возведения и реставрации церквей своего времени в Португалии.

А  относительно недавно,  13 августа 1959 года пожар уничтожил внутреннее убранство, позолоченные алтари  и картины. Церковь была открыта после реконструкции в 1994 году.

Внутреннее  убранство церкви поражает загадочностью и необыкновенностью. Его решили  восстановить частично. Специально были оставлены фрагменты  украшений стен после землетрясения и копоть от  пожара, что добавляет колорит  оформлению церкви. Плюс красная подсветка  и так розовых стен... Очень впечатляет все сразу.

В церкви можно изучить  стенд, показывающий, что осталось после пожара и какие решения были приняты по дальнейшим действиям.



Мне все безумно понравилось. Долго не могла уйти. Очень атмосферное место.  Колонны , пострадавшие от падений и попаданий в них падающих камней, древние плиты пола,







Следы пожаров, видна сохранившаяся кладка стен.



За алтарем находится гробница сына короля Португалии Афонсу III. Так же в храме захоронены известные в Португалии люди : Луис де Гранада - доминиканский проповедник, реформатор ордена доминиканцев Луис Васконселос и полководец Жуан ди Каштру.









Церковь действующая, как и все другие в Лиссабоне. В этом районе почему-то много африканцев.



Продуманы удобства для прихожан : крючки для сумок, вещей, мягкие  подставки для колен молящихся.





Свечки тут ставят маленькие, не такие, как у нас.







Чаша для пожертвований. Вход в церковь - бесплатный.



С именем церкви связана еще одна трагедия , которую называют  Лиссабонским погромом  или Пасхальным убийством 1506 года.

В ночь перед Пасхой, во время воскресной службы 19 апреля 1506 года один из молящихся сказал, что ему явилось видение - лик Христа, на что другой ответил, что ему это померещилось, что это просто солнечный луч блеснул. Завязалась перепалка и после возгласа монаха-доминиканца: - «Убей его», началась резня, в результате которой были зарезаны по данным одних источников сотни, по другим полтора миллиона «новых христиан», евреев, бежавших из Испании, где они подвергались преследованиям.

В память лиссабонской резни в 2006 году на углу площади Росиу был открыт мемориал и посажено оливковое дерево, привезенное со Святой Земли. Мемориал и дерево видны на первом снимке церкви выше.  Я не фотографировала крупно мемориал, поэтому ниже снимок - не мой.



Площадь возле храма традиционное место встречи мигрантов  из Африки. Относительно недалеко находится отель, который я проходила мимо. Помню, очень удивилась названию. Что-то типа "Африка, только для африканцев".



Выйдя и свернув налево, на улицу Largo Sao Domingos,



справа  можно видеть  малюсенькую рюмочную «Ginjinha», в которой можно купить и выпить крепкий португальский национальный алкогольный напиток ginja ( жинжа или жинжинья, как ее ласково называют местные жители) , настоенный на вишне. Подается с обязательной ягодкой вишни в рюмке.

Само заведение так мало, что купив стопочку, надо выйти на улицу, чтобы ее выпить. Я бы тут поставила высокие круглые столики, которые  в Советском Союзе стояли рядом с рюмочными)



(  фото из инета)

Эта рюмочная - первое в Португалии лицензированное заведение по продаже жинжи и для многих португальцев посещение Лиссабона обязательно с посещением именно этой рюмочной.

Здесь же, помимо стопочки, можно купить жинжинью в бутылках разного объема.
Родиной же этого напитка считается Обидуш, мой вариант на фото - обидушский.



С площади видна еще одна знаменательная церковь, церковь Святого Роха, которую все советуют посетить.  Крышу с крестом видите ?)
Знаменита она тем, что при очень скромном внешнем виде внутренне убранство - самое богатое из всех церквей Лиссабона. Золото, золото..
Я туда не добралась, оставила на потом. А потом времении не хватило).



С площади я отправилась к реке Тежу, которая уже совсем близко.
По пути встретился очень кокетливый монах-живая статуя)



Фонари в Лиссабоне все работающие, очень красивые. Вы, наверное, уже обратили внимание на них раньше.





Подхожу к площади Коммерции, обращаю внимание на то, что как-то много полицейских машин в одном месте... Ну, и Бог с ним. Иду дальше.



Вышла на одну из самых больших площадей в Европе, к Триумфальной арке Аугушта,  что означает "величественная".
Строительство  арки началось в 1775 году, через 20 лет после разрушительного землетрясения. Однако  в 1777 году  работы были остановлены и лишь в 1873 году возобновлены.Стройка была завершена в 1875 году. Поэтому, из-за длительного срока строительства, статуи, расположенные в верхней и нижней частях арки - работы разных скульпторов.



На вершине  - скульптура, изображающая Триумф (или Славу), награждающий Гениальность и Достоинство.

Ниже - скульптуры изображающие славных  португальцев :  (слева направо) Вириату - предводителя племени лузитан, Васко да Гама -  известного мореплавателя и первооткрывателя, Себстьяна Жозе Помбал( или Маркиза Помбал) -  влиятельноого португальского политика, Нуну Алварэш Перейра - португальского графа, военачальника и позже монаха ордена кармелитов.

Самая левая скульптура изображает реку Тежу и правая - реку Доуру.



С 2014 года открыт вход на Арку , стоит 2,5  евро.

Справа и слева от арки - правительственные здания  - мэрия, дворец юстиции... Когда я фотографировала арку, движение транспорта временно остановили  и я наблюдала, как телевизионщики готовились к работе - кого-то ждали.



Очень скоро из парадной вышли какие-то уважаемые люди, интервью дали только одному микрофону, центральному ( видела потом , вечером, телепрограмму, показали и этот момент. ..а меня - не показали !)



Сначала подумала, что это священник , а потом, увидев табличку над дверью, сообразила, что это - судья. Наверное, главный   судья Лиссабона). С охранником.



Пока соображала, кто - где  и что происходит, мэр Лиссабона  Фернандо Медина , отъезжая от дворца юстиции, улыбнулся мне).
Это было моим вторым маленьким приключением в Португалии.



Что меня очень поразило - городской  транспорт из-за отъезда от выхода из здания чиновников остановили буквально за пару минут до появления этой делегации из дверей и разрешили ехать снова тоже  максимум через пять минут.
Никого в объезд не заставляли ехать и  пробок  не было.
Автобусы и трамваи просто чуть-чуть постояли, как на светофоре.

И второе поразительное - те люди из толпы ( небольшой, кстати) , португальцы, могли подойти к мэру и сказать ему что-то, пожать ему руку. Я видела это. Полиция пропускала их. Не всех, правда, а только тех, кто успел в отведенное время).

Ну, вот и сама площадь. Виден один из семи холмов. На нем - крепость Святого Георгия . Раньше там жили короли.
Справа за желтым зданием едва видны слегка возвышаются башенки Кафедрального собора.

Площадь наполовину закрыта ограждениями была  для каких-то целей. То ли брусчатку ремонтируют, то ли павильоны возводить собрались.





Праса ду Комерсиу,  -  одна из самых больших площадей Европы (36000 м2, 180х200 метров).

В центре  установлен памятник королю Жозе I работы португальского скульптора 1775 года.
В дословном переводе название площади можно перевести как Площадь Коммерции, но португальцы чаще называют её Террейру ду Пасу -  Дворцовая Площадь.



В одном из зданий на площади располагается самое старое из ныне работающих кафе Лиссабона Cafe-Restaurante Martinho da Arcada. Кафе на этом месте существует уже 236-й год (дата открытия - 1782 год). Фотографию эту сделала не я.





Площадь выходит на пристань реки Тежу.
Объективно, - на набережной рядом с площадью, чуть дальше,  есть  несколько пристаней и порт. Но вот эта - самая очаровательная и старая.
Колонная пристань. Ясно, почему колонная - две колонны украшают ее ( птички на колоннах - живые).



Cais das Colunas находится в в историческом центре Лиссабона. Когда-то его мраморные ступени служили парадным  входом в город. Его использовали для приема глав государств и других видных деятелей.

Например, в 1957 году сюда прибыла королева Великобритании Елизавета II . Хотела показать видео тех времен, милое такое)  - но оно  не вставляется почему-то..). Даю ссылку для желающих.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=144&v=95FwXIPUyPo

Эти простые, но изящные колонны  - не античного происхождения. Это  реплики тех, что  были в храме Соломона, и олицетворяют мудрость и преданность. Были спроектированы архитектором Эудженио душ Сантушем  как  часть плана реконструкции города после землетрясения 1755 года, почти уничтожившего его.

Рядом с колоннами на ступенях всегда  сидят , отдыхают люди. И слушают уличных музыкантов. Но тут же могут проходить и деловые встречи). Вот, собрание будущих гидов.



Колонны сейчас уже третьи по счету :  первые были сняты в конце девятнадцатого века и затем были заменены еще в 1929 году.
Из-за необходимых работ по строительству линии голубого метро колонны были сняты снова с 1997 года  по  2008 год.







Чуть подальше - пристань для экскурсионных водных маршрутов.



На площади когда-то располагался дворец Рибейра, резиденция короля, переехавшая из замка Святого Георгия.
После землетрясения 1755 года дворец и все прибрежные постройки были разрушены, а реставрация была поручена королем Маркизу де Помбалу, известному португальскому политику тех времен. Именно при нём площадь приняла нынешнюю форму.

Думаю, самое время рассказать о землетрясениях. Слишком часто они упоминаются. Особенно 1755 год.

Начиная с 14-го века Пиренейский полуостров, а именно его юго-западную часть, где находится Лиссабон, преследовала череда разрушительных землетрясений (всего их было 17), в результате которых была разрушена большая часть зданий. Последнее землетрясение произошло в 1755 году.

Был праздник - День всех святых.
Первый удар нанесла сейсмическая волна. За ней последовал пожар, занявшийся от тысяч свечей, горевших в церквах. Но самое страшное было впереди: возникшая в океане гигантская волна смела все прибрежные сооружения, причалы, склады с продовольствием.
Подземные толчки повторялись в течение нескольких дней. Около 90 процентов зданий было уничтожено, центр города превратился в гигантский пустырь. Погибла треть населения города.

Многие из тех, кто не был раздавлен обломками домов, не сгорел в пламени и не утонул, умерли позднее от эпидемий, вызванных стихийным бедствием. От Лиссабона остались лишь развалины и пепелища. Уцелело несколько сооружений и  запутанные, кривые улицы района Алфарма.





С тех пор минуло почти три века, но память об ужасной беде в народе жива. В одном из лиссабонских предместий, чудом уцелевшем во время землетрясения, ежегодно в день трагедии отмечают праздник чудесного избавления. Радуясь спасению предков, на улицах поют и пляшут их потомки.

Я предполагала заехать в это  селение, оно недалеко от Синтры, но время, время....Не хватило его.

Землетрясение 1755 года, приведшее к большим оползням, позволило  сделать неожиданные археологические открытия.
Обнажились античные постройки, в частности, каменные монолиты театра времен Нерона.
Но лиссабонцам в ту пору было, конечно, не до античности.
Со временем об этих памятниках вообще забыли. На месте разрушенных строений возвели новые и надолго "закопали" память о римлянах.
Раскопки начались лишь в 1950-х годах. Оказалось, что отрытое сооружение уникально: самый большой римский театр из обнаруженных на Пиренейском полуострове. Он вмещал около пяти тысяч зрителей.

Правительством было принято решение  снести все оставшиеся постройки, на их же месте создать новый район по  современным на то время принципам городской планировки.



Восстановление Лиссабона возглавил маркиз Помбал, премьер-министр короля Жозе I.  Он сам участвовал в разработке архитектурного проекта новой застройки и руководил строительными работами.
В 1934 году в Лиссабоне на площади, носящей имя маркиза, ему был установлен памятник.

Новый город состоял из прямых улиц, образующих прямоугольные кварталы, которые обрамляли две большие площади. На первой, Праса-ду-Россиу  сосредоточилась вся торговля, она стала местом сбора граждан с уютными ресторанами, старыми кафе, театрами.
Я вам ее уже показала.

Вторая, Праса-ду-Комерсиу, была и есть украшением города, главными достопримечательностями которой является триумфальная арка и памятник королю Жозе I. Это то место, куда приходят корабли, там же расположена набережная реки Тежу, где сосредоточилась деловая часть столицы.







Подземный удар дал мощный толчок развитию ремесел. В Лиссабоне открылась новая "королевская мануфактура", пошло в гору производство керамических плиток.

Кстати, именно изразцы помогли узнать, какой была португальская столица до землетрясения. На уцелевшем по счастливой случайности кафельном панно со скрупулезной точностью запечатлен прежний облик города: не только дома, и улицы, но даже люди и их одежда. Уникальное произведение, хранящееся ныне в Музее азулежу , достигает 40 метров в длину. В это пространство вместилось изображение 16 километров лиссабонского побережья. Считается, что здешняя панорама - крупнейшая в мире.

Другую, чуть меньше, я покажу скоро. Эта панорама - уличная, находится на одной из смотровых площадок недалеко от площади.

Ну, вот. Теперь яснее стало про судьбу застройки Лиссабона.)



От площади я прогулялась по набережной вправо, где энтузиасты - умельцы из камней, разбросанных вдоль реки, и из песка творили радостные композиции). Народ с удовольствием рассматривал их.



















Тут же, рядом, валялись нерукотворные фигуры)



Бродили голуби и плавали огромные медузы.





церковь Святого Доминго, площадь Россиу, Португалия, Лиссабон, площадь Коммерции, памятник Жуану, Триумфальная арка Агушту, Пиренейский полуостров

Previous post Next post
Up