Мотодологической основой теории культурно-воспитательной деятельности как отраслевой педагогики должны стать гуманистическая философия действия, диалектика, культурология, социальная психология и педагогика. К сожалению, и в этих науках существуют неразрешенные проблемы. Культурология никак не может определиться с предметом и нередко растворяется в социологии и философии, а социальная педагогика только зарождается. Остаются незыблемыми философия действия и диалектика как испытанный метод анализа всех социальных явлений, в том числе и такого феномена, как теория культурно-воспитательной деятельности. Теория культурно-воспитательной деятельности предстает перед нами как отраслевая педагогика, характеризующаяся самим объектом воспитания, возрастными рамками, и содержанием, которое определяется активным этапом бурного развития личности в специфической сфере досуга под воздействием такого мощного средства, как культура.
Разрабатываются методологические основы культурно-воспитательной деятельности, исходя из основополагающей идеи социального назначения подрастающего поколения как будущего общества. Новое поколение призвано усвоить богатейший опыт старших поколений и на этой основе строить новую жизнь. Сегодня это означает вступить в новое реформированное и основанное на рыночных отношениях общество. Судя по всему, это будет цивилизованное демократичное общество по типу современных европейских и других развитых стран, но с учетом национальных традиций России. Этим определяются идеология и методология подхода к рассмотрению всех сторон социальной жизни, в том числе и культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.
Вопросы методологии культурно-воспитательной деятельности, к сожалению, не нашли должного освещения в специальной литературе. Культурно-воспитательная деятельность - явление социальное. Следовательно, анализируется с философских позиций. Философия является общей методологией. Сам процесс культурно-воспитательной деятельности рассматривается в изменении и развитии, где происходит борьба противоречий, количественные накопления в сознании и поведении детей и подростков постепенно переходят в новое качество, т. е. формируется новая личность.
Культурно-воспитательная деятельность связана с формированием духовного мира личности, сознания человека. В процессе этой деятельности социальный педагог обращается к сознанию ребенка, предполагая при этом наличие подсознательного и бессознательного. Кроме того, культурно-воспитательная деятельность не всегда реализуется в материальных ценностях, которые можно увидеть и ощутить. Ее плодами является духовное совершенствование человека, которое лишь в конечном итоге выражается в поступках человека, в его деятельности. Наконец, нельзя забывать об импульсивности действий детей и подростков, которые порой трудно объяснить. Поэтому необходимо подходить к этим явлениям не только с материалистических, но и с идеалистических позиций, используя все ценное, что имеется в этом методе, с его приоритетом сознания.
Методологическую основу культурно-воспитательной деятельности составляет также идеология, которую провозглашает государство. Именно эта идеология определяет содержание воспитания и образования молодого поколения. Своеобразие России состоит в том, что на протяжении одного столетия она пережила несколько революционных переворотов, которые коренным образом меняли идеологические установки. От тотальной веры в Бога в дореволюционной России мы пришли к полному неверию в Советской России. От всеобщей любви к вождю - к культу личности Сталина, от хрущевской оттепели - к брежневскому застою, от перестройки и ломки идеологии - к деидеологизации. Как показывают социологические исследования, большинство россиян утратило научное мировоззрение. Утрачена интеллектуальность личности, потеряны нравственные и духовные ценности и идеалы.
Помимо общей методологии культурно-воспитательная деятельность опирается и на частную специальную методологию. Ею является прежде всего культурология, которая раскрывает закономерности развития культуры в целом.
А культурно-воспитательная деятельность является составным элементом культуры как фактор формирования культуры детей и подростков.
Частной специальной методологией культурно-воспитательной деятельности являются общая психология и особенно возрастная психология, так как она раскрывает закономерности и особенности психического развития детей и подростков.