В 1996 году в статье под названием «Сексуальная болезнь в сердце нашего общества» журналист Джанет Купферман указывала на «степень проникновения порнографии в мейнстрим культуры. Почти не осталось нетронутых ею образов, видов развлечений, моды или рекламы». В других своих книгах я называю такое проникновение порнографикацией мейнстрима. Эта тенденция явно прослеживалась уже в середине 1990-х, а затем усилилась, по мере того как «порно-шик» распространялся по всему популярному и авангардному культурному ландшафту. В 1999 году в статье в New York Times отмечалось «продолжающееся движение к более откровенной сексуальности в рекламе, кино и сетевом телевидении» и особенно «заимствование норм порнографии - ее шаблонных персонажей, сюжетных линий, дешевого освещения и обстановки гостиничных номеров- мейнстримом индустрии развлечений, миром моды и изобразительных искусств». Итак, порно-шик - это не порнография, а ее репрезентация в непорнографическом искусстве и культуре; это стилизация и пародия, оммаж и исследование порно; это преследующая разные цели постмодернистская трансформация порно в произведения мейнстримной культуры, включая, как мы увидим, рекламу, искусство, комедию и образование. Но, как можно судить по названию упомянутой выше статьи, порно-шик спровоцировал почти столь же сильную критику, как и расширение самой порно-сферы. Для Брайана Эппльярда порно-шик и вообще все то, что он называет «потребительским сексом»», связано «не с подрывом устоев, а с превращением акта в один из аспектов общества стяжательства»». В начале 2000 года Джонатан Фридленд на страницах Guardian выражал сильное недовольство тем, что представлялось ему вредными эффектами «вхождения порнографии в мейнстрим». Под этим заголовком он с типичной для идущих в прессе дебатов путаницей категорий собирал все - от сомнительной рекламы до комиков, употребляющих слово fuck. В духе антипорнографической полемики Лоуренса3 1936 года Фридленд утверждал, что «самое тяжкое преступление новых порнографов - кража. Они воруют то, что должно быть сокровенной, даже духовной, частью человеческого опыта, и превращают это в товар»».
Возможно. Но в настоящей главе я собираюсь показать, что всплеск порно-шика является отражением законного публичного (а не просто коммерческого) интереса к порнографии и ее трансгрессивным, нарушающим табу качествам.