О том, как расписывались потолки и плафоны.

Jun 15, 2011 00:03

О том, как расписывались потолки и плафоны, трудно судить по изображениям на росписях пещерных залов. В одном случае потолок выкрашен ярким кобальтом, а в другом-терракотой, но всюду потолок отделен от стен контрастным цветом. Насколько широко и с каким большим колоритным разнообразием использовался для декоративной и сюжетной живописи потолок, можно представить по сохранившимся фрагментам росписи в пещерных залах. Художник, привычный к росписям деревянных потолков балочной конструкции, и здесь в пещерных залах расчленил плоский потолок широкими цветными полосами на панели, соответствующие панелям, образованным пересечением продольных и поперечных балок. Внутри панели заключена сюжетная живопись. Окаймляющие ее полосы равны по ширине балке. Благодаря непропорционально широкой полосе (равной примерно ширине деревянного прогона), живопись выглядит подобно миниатюре в широкой оправе медальона. Тщательность и ювелирная тонкость рисунка внутри оправы смело контрастирует с гладкими широкими обрамляющими полосами, как будто небрежно нанесенными мазками мокрой кисти.
Легко и радостно воспринимается, например, сцена приема чалукийским царем персидских послов, а также и другие сцены на светский сюжет, выдержанные в светлой, прозрачной цветовой гамме почти пастельных оттенков нежно-розового и голубого сочетания с белым цветом.


Совсем другой колорит был принят для росписи плафона буддийского святилища в пещерном зале № 5. Здесь золотисто-коричневая, красноватая гамма напоминает роспись по лаку кашмирских изделий из папье-маше или же русскую иконопись. В древней Индии было принято расценивать одаренность архитектора в зависимости от его умения пользоваться декоративными и живописными средствами в архитектуре. В Аджанте зодчие проявили себя искусными мастерами, создавшими удивительно гармоничный, колоритный и праздничный по своему духу архитектурно-живописный ансамбль.
Если судить по отдельным сохранившимся незначительным следам росписей в храме Кайласа в Эллоре и в других памятниках пещерного зодчества VII-VIII вв. в Декане в Южной Индии, можно заключить, что живопись в храмах в этот период уступила место скульптуре. Широко было принято раскрашивать скульптуру и создавать цветные поверхности в интерьере, но трудно сказать что-либо определенное в отношении цвета и окраски наземных раннесредневековых памятников. Следы покраски по штукатурке и граниту находят на монолитных ратхах Мамаллапурама и в храме Кайласа в Канчи.

Архитектура, История, Индия, Религия

Previous post Next post
Up