Прометей [Prometheus]

Jun 19, 2012 21:57


Нас так долго готовили к тому, что «Прометей» - не приквел «Чужого», а самостоятельное произведение в той же вселенной, что в итоге он, разумеется, оказался самой настоящей предысторией саги о ксеноморфах. Фильм долго шел к экранам. Сценарий писали, переписывали и правили ни один раз, и именно он стал слабым звеном проекта. При этом большинство претензий сводится не к истории в целом и общему построению сюжета, а к мелким косякам, которые спокойно лечатся на начальной стадии.



Вопросов к логике повествования целая масса:
1. В сверхдорогую и сверхопасную экспедицию отобрали не сопоставимых друг с другом людей.
2. Двое ученых, увидев инопланетные останки, паникуют и отделяются от остальной группы. Более того, когда они остаются в одиночестве на инопланетном объекте, за ними никто не следит по мониторам и радиосвязи. Капитан вообще в этот момент находит занятие куда более интересное. Даже после того, как связь с ними пропадает, никто не пытается отмотать видео с камер на шлемах и посмотреть, что случилось (или в конце двадцать первого века потоковое видео не записывается?)
3. Биолог как ни в чем не бывало предлагает потрогать инопланетную зверюшку. Ага, гениальный ход.
4. Чем оправдано поведение Дэвида? Если он действовал в интересах старика Вэйланда, то объяснений никаких. Или Дэвид эволюционировал и поставил себя выше человеческой расы? Тонкие и изящные намеки на такую линию присутствуют, но чтобы их разглядеть, надо постараться, и дальше обозначения тоненьким пунктиром они не идут.
5. Элизабет оперирует себя (шикарная сцена, кстати), но после ведет себя так, как будто ничего не произошло, и несколько минут назад ее не пытались убить другие члены экипажа, не предпринимая никаких действий, чтобы предотвратить «беременность»..



И это лишь малая часть логических дыр. Будь «Прометей», скажем, молодежным слэшером, никто не стал придираться к таким ляпам. Но когда ты задаешь вопросы, вроде «Кто мы?» и «Кто нас создал?», то от тебя ждут хотя бы капельку серьезности и не логику первоклассника.

Но даже в таком виде сценарий мог всё исправить двумя вещами: а) персонажами; б) главной тайной и ответами на нее.

Согласно титрам в начале фильма экипаж «Прометея» составляет 17 человек, но по ходу действия не запоминаешь даже не то что имен героев, а их лиц: половина персонажей идет в качестве пушечного мяса. К основным актерам претензий нет: они хорошо смотрятся на экране; но проблема в том, что играть особо нечего. В эволюцию характеров персонажей Рапас и Фассбендера верится с большим трудом; а у Шарлиз и Идриса не так уж много времени, чтобы развернуться во всю мощь.



Но даже при сценарных дырах и сырых персонажах скрипт мог красиво уйти на финальные титры, если бы использовал свой главный элемент - тайну. Вопросы, которые ставят авторы в начале истории, практически беспроигрышны для любой фантастики, - «Кто нас создал?» и «Можем ли мы встретиться со своими создателями?». Убедительная цель для главных героев, и одновременно сильный локомотив для развития всей истории.

Где-то в середине авторы корректируют цель. Но если в «Чужом/Чужих» первоначальные цель и тайна сменялись обычным для хоррора / экшна в замкнутом пространстве «нам нужно выбраться отсюда!», то в «Прометее» авторы усиливают изначальную цель/тайну более изобретательной и интригующей: почему жокеи хотели уничтожить ими же созданную людскую расу? Если авторы смогли бы предложить теории по поводу случившегося, на обозначенные проблемы можно смело бы закрыть глаза.

Однако сценаристы откровенно схалтурили, в финале не ответив ни на один из вопросов. Более того, они даже не удосужились предложить хоть какое-нибудь объяснение. Здесь можно возразить, что у раннего Скотта и Кэмерона также не объяснялось происхождение огромного пилота инопланетного корабля и чужих, но эти фильмы и не ставили подобные вопросы. У них цель и тайна были куда проще и яснее: в «Чужом» - выяснить, что скрывается на планетоиде; в «Чужих» - разузнать, что случилось с колонистами и эвакуировать выживших. Подобные вещи легко трансформировать и углубить, а также дать на них ответ во второй половине картины. В «Прометее» замахнулись на глобальное, но в итоге еле-еле справились с локальным.

На фоне средненькой литературной составляющей еще больше становится обидно за выдающуюся техническую сторону. Декораторы, костюмеры, операторы, команда по спецэффектам отработали на твердые пятерки с плюсом. Но какой бы ни была этикетка, если нет начинки, то нет и целостного произведения.

фильмы, отзывы

Previous post Next post
Up