«Петля времени» - третий полнометражный проект Райана Джонсона после восторженно принятого в узких кругах школьного нуара, «
Кирпич», и милой сказки про мошенников, «
Братья Блум». Сценарий финишировал в середине «Черного списка 2010» и рассказывает о Джо, ремастеринговая версии Брюса Уиллиса в лице Джозефа Гордона-Левитта, пытающегося убить взрослого самого себя, собственно сам Брюс Уиллис, после того как последний прорвался в прошлое.
Деньги на фильм пожертвовали китайцы, потребовавшие перенести действие, разумеется, в Китай, что повлекло за собой серьезные изменения в скрипте. Персонажи остались прежними, но насколько сильно изменился сюжет и сюжетные линии, узнаем в сентябре. Ниже речь пойдет о первоначальной версии сценария.
Автор: Райан Джонсон
Жанр: фантастика, триллер, экшн
Объем: 113 страниц
Версия: без даты
Статус: пост-продакшн
2045. Никаких апокалипсисов за тридцать пять лет не произошло. С нашей планетой более или менее всё нормально. Ну как нормально… Миром правят криминальные группировки, банды, мафия, контролирующие всё и вся. Правительство утратило свою силу. Города и их жители подчинены крутым парням, пришедшим к успеху.
В 2070 путешествие во времени станет реальностью. Еще через пять лет технология будет запрещена (из-за возможных разрушительных последствий) и уйдет в подполье, оказавшись в руках криминальных группировок. В 2075 невозможно убить человека и незаметно избавиться от тела. Об убийстве становится моментально известно. Поэтому, если нужно устранить конкурента, нужного человека ловят и отправляют в 2045 год, где его уже поджидает лупер (looper), незамедлительно всаживающий бедолаге пулю в голову и избавляющийся от тела. Все довольны, баланс времени не нарушен. У работы луперов есть одна особенность - возможный ранний выход на пенсию. Если в будущем криминального босса заметут, то он как можно быстрее постарается избавиться от своих луперов: версию лупера 2075 засылают в 2045, где его должен убить тот же самый лупер, только на тридцать лет моложе. Это называется «закрыть петлю». Луперу выплачивают внушительный бонус и освобождают от работы. Джо как раз должен был убить Старого Джо, но замешкался, и последний пустился в бега. Не стоит говорить, к чему могут привести действия человека в прошлом, знающего будущее на тридцать лет вперед. Поэтому братки разыскивают не только Старого Джо, но и облажавшегося Джо…
Сценарий разбит на четыре главы:
Джо (1-28 страницы)
Старый Джо (29-50)
Сара (51-99)
Сид (100-113)
Что интересно, первые две главы - первый акт, в котором Райан Джонсон знакомит нас с миром будущего, и как он устроен. Истории про путешествия во времени всегда требуют больше объяснений и экспозиции, но 50 страниц - не слишком ли? Вдобавок, понять логику автора весьма непросто. Сначала нам сообщают, что будущее невозможно изменить. Небольшие колебания вероятны, но основные события нельзя подправить. Но спустя тридцать страниц выясняется: будущее не только поддается корректировкам, но еще и предполагает альтернативные временные линии, которые, как ни в чем не бывало, пересекаются друг с другом. После первых двух глав я уже даже не пытался понять логику временных перемещений.
К миру будущего также есть определенные вопросы. Если и в 2045, и в 2075 миром правят криминальные группировки, зачем им заморачиваться с путешествиями во времени для уничтожения нежелательных элементов? Зачем посылать Старого лупера к тому же луперу в 2045? Лупер - это чуть ли не самая престижная профессия, и желающих выполнить заказ более чем достаточно. В 2045 население в курсе об изобретении машин времени, и чем занимаются луперы, но это никак не отражается на поведении людей. Подобных вопросов накапливается предостаточно. О технологиях и внешнем виде 2045 года Джонсон толком ничего не рассказывает. Но здесь надо учитывать, что сценарий он писал под себя, и прописывать, как всё будет выглядеть, ему было необязательно.
Первые две главы насыщены и событиями, и экшн-сценами, однако в третьей и четвертой действие переезжает на ферму, где Джо вместе с Сарой и шестилетним Сидом поджидают Старого Джо. Динамика повествования заметно тормозится. Но именно в третьей главе Райан Джонсон предлагает поразмышлять, кто же в этой истории положительный персонаж (самая интересная деталь сценария). С самого начала истории мы следим за Джо, он меняется на наших глазах: закрывает петлю, получает кучу денег, переезжает в Париж. Деньги быстро закончились, но талант к криминальным делам остался. Джо поднялся в преступном мире, стал влиятельным боссом и... в какой-то момент встретил женщину, которую полюбил. У них все было по-настоящему: Джо завязал, женился, был счастлив. Но его жену убили, а его отправили на смерть в прошлое.
Казалось бы, Старый Джо - это и есть наш герой. Но не все так просто. В 2075 в криминальном мире появился новый влиятельный игрок - Благодетель (Rainmaker). Никто не знает его настоящего имени, но все его боятся. Он возник из ниоткуда и быстро избавился от конкурентов. Он также уничтожал преступников, отошедших от дел, одним из которых был Старый Джо. Для Благодетеля убийство криминальных боссов - это, скорее всего, своя личная вендетта. Попав в прошлое, Старый Джо решает убить Благодетеля, когда тот был ребенком. Он не знает его имя, но у него четыре кандидата (точно кто-то из них). И Джо начинает убивать детей. По идеи, мы должны переживать за Старого Джо, но как ему можно простить убийство детей? Разумеется, одним из приговоренных в списке Старого Джо окажется Сид.
Сценарий Джонсона интересен общей идеей (луперы, путешествия во времени, мир будущего) и сюрпризами по ходу повествования (история Старого Джо, кто такой Благодетель и в чем его особенность), но исполнение здесь далеко не так прекрасно. Слишком много вопросов к логике повествования и временным парадоксам. Огромный первый акт. После бодрого начала в середине скрипта действие практически останавливается. Но даже при недостатках проект ожидаем. Очень интересно посмотреть, что Райан починил и изменил.