Код доступа «Кейптаун»

Dec 09, 2011 16:14


Дэвид Гуггенхейм, бывший редактор US Weekly, быстро набирает вес в сценарном мире Голливуда. Safe House (у нас почему-то «Код доступа «Кейптаун») станет первым его проектом, дошедшим до большого экрана. Сценарий занял 4 место в «Черном списке 2010» и был куплен за $600 тысяч. Кино выйдет в прокат в феврале следующего года. В оригинальном сценарии действие происходило в Рио, в фильме - в Кейптауне. Однако сценарий написан таким образом, что локации никак не влияют на сюжет фильма.

Автор: Дэвид Гуггенхейм
Жанр: экшн, триллер
Статус: пост-продакшн
Объем: 117 страниц
Версия: без даты


Мэтт Уэстон мечтает о карьере полевого агента ЦРУ, но пока что-то довольствуется скромными обязанностями смотрителя safe house (специально оборудованные квартиры/дома, разбросанные по всему миру, где задержанных держат до транспортировки в Штаты, и где можно устроить допрос с особым пристрастием, не заботясь о каких-то там конвенциях). Работа, мягко говоря, непыльная, а точнее - нудная. Мэтт, чтобы не помереть от скуки, качается целый день и поддерживает себя в отличной физической форме.

Однажды к нему в гости пожалует несколько оперативников, охраняющих легендарного Тобина Фроста, когда-то лучшего агента, но десять лет назад перешедшего по другую сторону баррикад. Фрост сам сдался, придя в посольства США. У него не было других опций: когда ты ранен, и тебя преследуют наемники, выбор особо не велик - либо попасть в руки властей, либо умереть.

Через несколько часов Фроста отконвоируют на родину, однако плохие парни зайдут на огонек раньше. Выживут лишь двое - Мэтт и Фрост, для которых следующие сутки станут самыми долгими 24 часами в их жизни…

Safe House попадает под заветную формулу для любого продюсера - знакомая история, но рассказанная по-новому (более или менее). Тобин Фрост - Джейсон Борн, постаревший на двадцать лет, и в какой-то момент ставший свободным агентом, продающим информацию всем, кто платит, не задумываясь о том, на чьей стороне выступают покупатели. В «Борне» (первый фильм) главный двигатель истории - прошлое Борна, которое он пытается вспомнить (т.е. есть тайна). Здесь тайна заключается сначала в том, что вколол себе Фрост, потом, когда станет известно о «начинке», почему так важна эта информация. И там, и здесь вся история рассказывается на бегу (в Safe House динамика быстрее: действие происходит в течение одних суток).

Но дальше Дэвид Гуггенхейм предлагает кое-что новенькое - тот самый safe house. Вы можете вспомнить, в каком еще фильме активно использовались подобные помещения? Правда, safe house перестанет быть safe еще в первом акте, а потом о нем совсем забудут, но свою задачу необычная локация выполнила.

Когда Фрост и Мэтт сбегают, то можно было предположить, что дальше они будут вместе выпутываться из неприятностей, однако Гуггенхейм вносит разнообразие. Фросту быстро удается избавиться от Мэтта. Теперь Фросту надо выбраться из города/страны. Мэтт должен найти Фроста, чтобы снять с себя обвинения. За ними обоими следуют наемники - что интересно, и со стороны плохих парней и стороны ЦРУ - но цель у них одна: завладеть информацией и устранить обоих. Вдобавок, в сюжете всё большую роль начинает играть вторая тайна - кто сливает информацию из ЦРУ, кто тот человек, от которого получают информацию наемники.

image Click to view


Когда Фрост и Мэтт вместе, начинается своеобразное бадди-муви. Мне понравился элемент, что Фрост задает непростые вопросы, и Мэтт начинает сомневаться, а может быть он прав, а не идут лишь подколки ветерана над зеленым новичком (хотя и их хватает).

Динамика у сценария хорошая: с начала второго акта и до самого финала действие практически не останавливается. Отчасти из-за того, что экшна много, и история рассказывается на бегу, сам экшн страдает повторами, и о персонажах некогда рассказать подробнее (например, хотелось бы узнать в деталях, почему Фрост перешел на темную сторону, но в сценарии лишь общие фразы).

Гуггенхейму не откажешь в иронии: например, когда наемники получают информацию о девушке Мэтта, думаешь, что последует заезженный до дыр прием, когда плохиши берут в заложники девушку хорошего парня; но автор предпочитает другое развитие сюжета.

Концовка понравилась, что касается линий Фроста и Мэтта. Надеюсь, ее не изменят на более стандартную.

Наконец, чисто технический момент: сценарий - прекрасный образец оформления spec script’a. Все параграфы по две-три строки (четыре и более найти очень сложно). Реплики у персонажей по два-три предложения. Плюс описание действий и локаций отличное (минимум слов - яркий образ в голове у читающего сценарий).

Конечно, сама история не отличается особой оригинальностью, но в экшн-жанре очень давно не было чего-то поистине оригинального. А если будет, то купят далеко не за 600 тысяч, а за намного больше.

фильмы, вчитываясь в сценарий

Previous post Next post
Up