Название: Bright Angel Falling
Авторы: Джеймс Кэмерон и Питер Хайамс по сюжету Джеймса Кэмерона
Датирован: ?
Количество страниц: 135
Статус проекта: навсегда остался в производственном аду
В первой половине девяностых будущий король мира работал над несколькими проектами. О тех, которые воплотились в жизнь, хорошо известно каждому. Среди тех, что так и не добрались до кинотеатров, самыми заметными были «Spider-Man» и «Bright Angel Falling». Первый не состоялся из-за постоянных непоняток насчет прав на экранизацию. Из-за чего погиб второй - сказать сложно (пытался найти информацию, но безрезультатно). По одним данным, сам Джим должен был сесть в режиссерское кресло, по другим - ограничиться сценарием и продюсированием, отдав режиссуру Хайамсу. В любом случае за несколько лет до «Армагеддона» и «Столкновения с бездной» мы могли бы получить не менее масштабный апокалипсис, чем картины Мими Ледер и Майкла Бэя вместе взятые.
В центре сюжета Уилл Сикорд. Космонавт, обожающий свою работу, но именно она разрушила его брак. С бывшей женой, Кори, он не в самых лучших отношениях. Да еще и пятнадцатилетняя дочь Клэр проходит через не самый легкий возраст. На работе, после очередного полета, в силу возраста Уилла усаживают на скамейку запасных (но через полгода ему предстоит самый важный полет в его карьере). В то же самая время пятнадцатилетняя Лоретта, помешанная на космосе, обнаруживает здоровенный астероид, который должен пройти в непосредственной близости от Земли (ничего не напоминает?). Однако, три месяца спустя, выяснится, что орбита астероида сместилась, и встреча с Землей неизбежна. У человечества есть ровно три месяца, чтобы решить проблему. Решение, как всегда, поначалу оказывается в мусорном ящике: двое студентов из Беркли, Брэн и Марти, еще до того как астероид изменил траекторию ради прикола написали научную работу «Как спасти Землю от столкновения с космическим телом». Кто бы знал, что именно этот план выберут для спасения планеты. По мнению Брэна и Марти, астероид не получится взорвать, но его орбиту снова можно скорректировать, заложив и взорвав две водородные бомбы с мощностью 50 мегатонн каждая (звучит знакомо?). Космические корабли, дозаправка на «Мире» и путь на астероид прилагаются (снова знакомо?).
Рассказывать сюжет особого смысла нет, т.к. он сильно напоминает и «Столкновение с бездной» и «Армагеддон», хотя здесь всё наоборот - сценарии-то писали уже после скрипта Кэма, что наводит на определенные мысли. Схожесть с двумя картинами в некоторых моментах, мягко говоря, поражает: проблемы на космической станции во время дозаправки, облет вокруг Луны, чтобы придать ускорение и приземлится на астероиде, огромная волна, маленький эпизод - перед тем как нажать на кнопку, главный герой вспоминает свою дочку в возрасте трех лет, в то время как камера «проходит» через его глаз и оказывается в воспоминаниях. Забавно, да?
Ладно, оставим выискивания плагиата. Пускай, сценарий Кэма и фильмы Ледер и Бэя весьма похожи, но! Во-первых, Джим не стесняется потратить время на объяснения, почему план Брэна и Марти должен сработать, и каким образом его удастся осуществить. На это уходить чуть ли не десять страниц, и объяснения далеко не сводятся к простому описанию, а достаточно подробны. Вообще, в этом плане в сценарии много технических деталей, которые здесь весьма к месту.
Во-вторых, за исключением некоторых деталей сценарий пытается быть более или менее реалистичным (ну насколько это возможно в голливудских блокбастерах). Используется настоящая техника. Если народ в космосе, то ни какой искусственной гравитации, а невесомость. Если станция «Мир» приказывает долго жить, то никаких огромных взрывов и т.д. Никакого бурения скважин на астеродине: бомбы закладываются более гм… естественным способом. Конечно, здесь есть фантастический элемент, но куда без него в таких фильмах?
В-третьих, масштаб разрушений впечатляет. Астероид состоит из семи частей - основного камушка и тех, которые поменьше. Понятно, что малыши упадут на Землю раньше. Поэтому приготовьтесь к нескольким городам, которые будут стерты с лица Земли. Джим не зацикливается на чем-то, достается всем - Европе, Южной и Северной Америке, Азии, Антарктике. Большинство из этих падений обходят стороной и сообщают нам в выпусках новостей. Но гигантская волна, накрывающая Флориду, представлена во всех подробностях. Даже на бумаге сцена вызывает жуткий восторг, что бы было в готовом фильме - невозможно представить.
В-четвертых, Кэмерон постарался посмотреть на приближающийся конец света более разносторонне. Кто-то поддерживает космонавтов и верит в чудо. Кто-то спасается бегством и ищет убежище. Но также много беспорядков, бунтов, массовой религиозной истерии. Эти линии вынесены на второй и даже третий план, но они есть и на них невольно обращаешь внимание.
В-пятых. Если первые шестьдесят страниц, Кэм медленно подготавливает нас и главных героев к основному действию, то следующие семьдесят пять содержат столько экшна, что мало не покажется. Более того, экшн у Джима разный, и куча действия происходит одновременно и в космосе, и на Земле. На околоземной орбите космонавтам придется несладко из-за проблем на «Мире», где погибнут чуть ли не все члены экипажа, после чего придется быстро пересматривать первоначальный план. В это самое время Флориду накроет цунами, от которого и от последствий которого будут спасаться Кори, Клэр и Лоретта. В силу определенных обстоятельств их жизни станут важны не только для Уилла, но и для всех жителей Земли.
В-шестых, не стоит думать, что сценарий до предела серьезен. Здесь полно юмора, но он грамотно вплетен в повествование. Есть даже специальный comic-relief - Брэн, которому придется полететь в космос, и который наименее подходит для таких целей. Шуток предостаточно и они смешные, но не превращают действие в комедию.
Наконец, русские в сценарии показаны на ура. Никаких космонавтов в ушанках. Да, конечно, есть стандартные приколы: те самые две водородные бомбы придется позаимствовать у страны бурых медведей. Есть народ из КГБ. Но это всё так - мельком. В сценарии достаточно большая роль отдана - Вере, наша женщина-космонавт внеземной красоты. На земле Евгений помогает выжить Кори, Клэр и Лоретте. Непривычно видеть, чтобы русские были настолько хорошо прописаны. Не забывайте - это была середина девяностых: для тогдашнего Голливуда такое было в новинку.
В целом, динамичный и захватывающий сценарий, хорошо отражающий страсть Кэмерона к гигантомании. Жаль, что проект так и не состоялся.